09.09.2011 00:40
Экономика

Эксперты: Туристический бизнес преодолел последствия кризиса

Рост цен помог турбизнесу восстановить потери капитала
Текст:  Анастасия Дуленкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №201 (5577)
Читать на сайте RG.RU

Туристический бизнес практически преодолел последствия кризиса 2008-2009 годов. Такой вывод сделали эксперты Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ "Высшая школа экономики" в своем докладе "Деловой климат в сфере туристических услуг в I полугодии 2011 г.".

Произошло это во многом за счет увеличения цены на путевки, но обвинять в этом руководителей турфирм специалисты не спешат. Их действия эксперты объясняют ростом цен на услуги перевозчиков и отельеров, которые повышают цены на отели и топливо под любым предлогом, особенно в пиковый туристический сезон.

Среди опрошенных предпринимателей лишь 13 процентов признали, что их расценки высоки, 7 процентов считают цены недостаточными, а 80 процентов респондентов - "нормальными". Более четверти опрошенных сказали, что продолжат увеличение цен.

Однако изменения затронули в основном массовый выездной туризм, а туристический потенциал России используется примерно на 20 процентов. С точки зрения платежного баланса такую ситуацию эксперты назвали "туристическим дефицитом". За границей россияне тратят в разы больше, чем иностранцы у нас. Данный разрыв, по оценкам специалистов, в последние годы только увеличивается.

Негативное изменение туристического рынка в первом полугодии 2011 года по сравнению с этим же периодом прошлого года исследователи объясняют событиями в Северной Африке.

Несмотря на то что спрос рос менее активно, чем в первом полугодии 2010 года, этот показатель все равно выше, чем по всей сфере услуг в целом. При этом почти 40 процентов опрошенных руководителей туристических фирм назвали спрос на свои услуги "ниже нормального уровня". По сфере услуг в целом аналогичную оценку своей деятельности дали 30 процентов респондентов.

Вместе с тем 32 процента руководителей турфирм прогнозируют рост спроса в следующем полугодии, а в сфере услуг в целом таких меньше - 28 процентов.

Существенный уровень налогообложения более половины респондентов назвали главным фактором, лимитирующим деятельность туристических компаний. По сравнению с прошлым годом эта цифра выросла на 17 процентов. Также в этот анти-ТОП вошли недостаточный спрос, недостаточная платежеспособность потенциальных клиентов, недобросовестная конкуренция со стороны других организаций и высокая арендная плата. Отрицательное влияние на бизнес этих факторов отметили более трети опрошенных. Двадцать процентов руководителей пожаловались на недостаточную нормативно-правовую базу и недостаток квалифицированного персонала.

Туризм