12.09.2011 00:08
Культура

Спектакль Геликон-оперы о Екатерине Великой едет по России

Спектакль Геликон-оперы о Екатерине Великой едет по России
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Столичный выпуск: №202 (5578)
Читать на сайте RG.RU

Уже десять российских городов появятся к концу года на гастрольной карте оперного спектакля "Царица", созданного Давидом Тухмановым, "Геликон-оперой" под руководством Дмитрия Бертмана и Фондом просвещения "МЕТА". Осенний тур оперы о Великой Екатерине стартовал в Самаре.

Грандиозный проект гастролей оперного спектакля, разворачивающийся на несколько лет по городам России, можно считать единственным в мире. Оперу "Царица", повествующую о жизни Екатерины Великой, везут по городам и регионам России, и уже показали в Москве, в Петербурге, в Краснодаре, Уфе, Челябинске, Оренбурге, Нижнем Новгороде. Осенний тур спектакля включает Самару, Красноярск, Владивосток, далее последуют Екатеринбург, Иркутск, города, связанные с историей правления Екатерины, среди которых - Севастополь. И надо заметить, что традиционные оценки в рамках художественных не исчерпывают сути этого проекта. Спектакль "Царица" создавался с просветительским, даже филантропическим импульсом с целью привлечения в оперу широкой аудитории, включая тех, кто, по словам постановщика Дмитрия Бертмана, "боится оперный театр, считая его скучной культурой для седовласых, и кто должен придти на спектакль и заболеть этим великим видом искусства - оперой". Именно поэтому Дмитрий Бертман, от которого по традиции ждут всяческих чудес режиссерского театра, поставил "Царицу" с артистами "Геликона"  как "народную" оперу, оперу для всех - в доходчивом формате красочного музыкального шоу.

Материал публикуется в авторской редакции. Читать версию статьи из номера

И результат превзошел ожидания: проект "Царица" уже третий год подряд  собирает сплошные аншлаги, удерживая позиции самого масштабного и красивого оперного проекта в стране -  соответствующего, кстати, атмосфере эпохи Екатерины Великой. В прямом смысле эта захватывающая дух зрелищность стала стержнем спектакля, вызывая энтузиазм публики, вряд ли видевшей что-либо подобное на оперной сцене. Достаточно только представить себе эту роскошную визуальную среду "Царицы", копирующую знаменитый золоченый интерьер Зеркального зала Царскосельского дворца, сотни горящих свечей, отражающихся звездными" огнями в зеркалах, сотни костюмов, стилизующих придворную моду  XVIII века, весь этот лепной декор, стразы, пудреные парики, корабли, гвардейское оружие, завоеванные моря в видеопроекции  - чтобы ощутить ту экспансию мощи и красоты, которая буквально изливается в зал со сцены.

В коммуникативном контексте с современностью эта идея оказывается весьма актуальной. Особенно, когда спектакль попадает в антураж повседневной российской жизни, во многих городах  впечатляющей уже не культурными ценностями и рукотворной красотой, а своим проблемным состоянием. Та же Самара, волжский город с богатой культурной историей произвел впечатление тотальной руины. Об этом на пресс-конференции заявил и Дмитрий Бертман, для которого Самара связана с памятью отца, родившегося здесь: "Я просто в шоке, от того, в  каком состоянии я увидел город, в каком безвозвратном состоянии находятся здания, как разрушены мои любимые улицы. Ощущение, что в городе прошла бомбежка. И единственная радость, что в таком великолепном состоянии находится оперный театр, который может служить примером того, как надо содержать город".  

Только что отпраздновавший свое 80-летие Самарский Театр оперы и балета действительно оказался идеальной площадкой для  постановки "Царицы", не всегда вписывающейся в запущенные и неприспособленные для современных технологий театральные помещения российских городов. Театр год назад завершил фундаментальную реконструкцию, увеличил свои площади в два раза, украсил интерьер драгоценными хрустальными люстрами и аппликациями из полированного уральского камня, модернизировался технически и теперь активно готовится к репертуарным обновлениям в афише. "Царица" стала символическим стартом нынешнего сезона в Самарском оперном театре, собрав в оба вечера горячие аншлаги.

Публика аплодировала практически каждой сцене, стремительно разворачивающей не просто эффектную картинку, но и захватывающей веселым артистическим темпераментом - фирменным знаком геликоноцев, умеющих из любого материала вытянуть атмосферу радостного действа. Артистам не помешал быть "в ударе" даже унылый самарский бытовой фон с отключенной в городе горячей водой и проливным дождем, не прекращавшимся все дни гастролей. И что особенно привлекало  в "Царице", это как раз внимание к человеческой персоне на сцене:  три разноплановые и выразительные Екатерины разных возрастов - Елена Семенова, Светлана Создателева и Лариса Костюк, манерный шведский король Густав IV - мужское сопрано Олег Рябец, гротескный фаворит Платон Зубов в исполнении Василия Ефимова, порывистый Григорий Орлов - Вадим Заплечный, другие актерские работы - были выстроены  психологически филигранно, несмотря на несущуюся в панорамном формате махину зрелища.

Главным же потрясением для публики оказался геликоновский хор, артисты которого не только выделывали  немыслимые с точки зрения совместимости с вокалом сценические трюки, но и с поразительной духовной тонкостью исполняли покаянные хоралы, приписанные Тухмановым в более поздней "московской" редакции партитуры. Знаменитый финал-апофеоз спектакля с выезжающей на публику копией петербургского памятника Екатерины, поднимающего фигуру царицы под колосники, переводил тон спектакля от сюжета к обобщенному монументальному пафосу, логично вытекающему из постановочной эстетики действия. Неудивительно, что этот спектакль уже звали показать на Бродвей.

Как заметил Дмитрий Бертман на пресс-конференции в Самаре: "Идея Екатерины Второй актуальна сегодня. Эта царица - единственная из всех правителей России, исключая разве что Сталина, любила искусство и в своих государственных речах постоянно произносила слова "культура" и "искусство". Именно она создала в России атмосферу просвещения, обучила Россию красоте. Она вела переписку с великими философами, была автором оперных либретто, привезла в Россию великих архитекторов, показала деревянной России, что такое барочная культура. Она не была временщиком. Она делала свою страну. И это ее эпоха подготовила "золотой век" русской культуры - эпоху Пушкина и Грибоедова".  

Драматический театр Самара Средняя Волга