Никаких обвиняемых не осталось в одном из самых громких уголовных дел этого года, в котором фигурирует столичный аэропорт Домодедово.
Вчера эту новость подхватили все информационные агентства. Кроме того, они сообщили, что статус расследования понизился и уголовным делом теперь занимается не Главное следственное управление Следственного комитета, а всего лишь одно из его подразделений в Центральном округе.
Напомним, что речь идет о теракте в крупнейшем российском аэропорту 24 января этого года, когда смертник Магомед Евлоев взорвал себя и еще 37 человек. После трагедии было возбуждено два уголовных дела. Первое касалось террориста-смертника, его хозяев и помощников. А в 7ходе второго расследовалось несоблюдение правил безопасности в аэропорту.
Если с первым уголовным делом все оказалось понятно, то по второму всплыли многочисленные проблемы, которые не разрешены и сейчас. Это дело было возбуждено по уголовной статье о неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности. Им с самого начала занималось Главное следственное управление СКР. Подозреваемых оказалось несколько: начальник управления на транспорте по ЦФО Андрей Алексеев, бывший начальник ЛОВД Домодедово Александр Трушанин и два его зама. Еще по делу проходили директор российского представительства зарегистрированной на острове Мэн управляющей аэропортом офшорной компании Игорь Борисов, его заместитель Вячеслав Некрасов, руководитель подразделения, отвечающего за безопасность аэропорта ЗАО "Эйрпорт Авиэйшн Секьюрити Домодедово", Андрей Данилов и начальник службы авиационной безопасности этого ЗАО Анатолий Моисеев.
И вот теперь оказалось, что подозреваемых по делу просто нет. За разъяснениями корреспондент "Российской газеты" обратился в Следственный комитет России. Его официальный представитель Владимир Маркин сказал, что в деле действительно сегодня нет ни подозреваемых, ни обвиняемых. Но продолжается расследование. Идут назначенные экспертизы. По словам Маркина, не понизился и статус дела. Просто внутри самого Следственного комитета идет реорганизация. Подразделения, которые занимались в том числе и этим делом, раньше входили в состав Главного следственного управления. Теперь же они перешли в следственное подразделение по Центральному округу. Вместе со следователями ушли и их дела. На сегодняшний день в этом уголовном деле остались только свидетели.
Формально никакой особой сенсации в переходе обвиняемых в свидетели нет. Хотя, по слухам, все же есть некие обстоятельства, которыми можно объяснить попытку подать переход обвиняемых в свидетели как сенсацию. Суть этих слухов вот в чем. Пока у коммерсантов, имеющих отношение к различным структурам Домодедово, был статус подозреваемых, и они, и их адвокаты могли знакомиться со всеми материалами дела, а значит, быть в курсе того, куда рулит следствие. Свидетель никаких прав на чтение материалов дела не имеет.
Почему же для некоторых так важно знать, что предпринимает следствие? Это в прямом смысле дорогой вопрос. Речь идет о собственности Домодедово. СКР сейчас проводит проверку документов о передаче части имущества аэропорта как вклад в уставные капиталы некоторых компаний. Об этом говорит запрос следователей в Росимущество. В частности, речь идет и о материалах комиссии, которая два года назад проверяла правильность использования и сохранности недвижимости ФГУП "Администрация аэропорта Домодедово". Пока можно сказать очень аккуратно, что не все материалы этой комиссии имеются в наличии. Некоторые из них исчезли без следа.
Известно, что Росимущество несколько лет судилось с чиновниками, настаивая, что госпредприятие, каким был аэропорт, не имело права отдавать коммерсантам федеральное имущество, находящееся в госсобственности без согласия собственника. Росимущество даже как-то победило в арбитражном суде Московской области. Но Высший арбитражный суд это решение отменил.
Чем закончится проверка СКР распродажи имущества аэропорта, предсказать пока невозможно.