12.09.2011 00:37
Общество

Андрей Максимов: Мы очень озабочены своим телом и душой, но не мозгом

Текст:  Андрей Максимов (писатель, член Академии российского телевидения)
Российская газета - Федеральный выпуск: №202 (5578)
Читать на сайте RG.RU

У меня вышла книжка. Называется длинно "Прочистите ваши уши. "Многослов-3": первая философская книга для подростков". Книге от роду пять дней. И я уже сбился со счету, сколько раз за это время я ответил на вопрос: "А вы что, всерьез рассчитываете на то, что подросткам интересна философская книга?"

Сначала я честно пытался отвечать: мол, не случайно на обложке написано "при участии Андрея Максимова-сына". То есть я пытался отвечать на те вопросы, которые по-настоящему волнуют моего сына, двенадцатилетнего подростка, и отвечать так, чтобы ему было интересно читать, и когда я начинал по-взрослому занудничать, сын мне на это строго указывал. Спрашивает меня, скажем, сын: почему надо взрослых уважать, если они построили такой ужасный мир? Я думал и отвечал.

Но очень быстро я перестал что-либо доказывать, потому что поразился самой сути вопроса: взрослых людей удивляет, что подростки могут хотеть думать.

А, с другой стороны, чего бы им вдруг захотеть думать? В своей прошлой колонке я приводил цитату Льва Толстого, которую хочу еще раз привести (будь моя воля, я бы вообще каждый день ее печатал - авось, кто-нибудь из серьезных власть предержащих да и прочитает): "Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью".

Мы очень озабочены своим телом. Многие из нас всерьез озабочены своей душой. А вот мозгом своим, мыслями мы вообще не занимаемся

Школа воспитывает память. И дело тут не только в пресловутой Единой Государственной Экзекуции (ЕГЭ), а и в самой системе обучения. Разве, скажем, школьная история - это наука об исторических страстях, об уникальных людях, чаще всего с трагической судьбой? Нет, эта наука о датах и названиях. Разве, к примеру, география в школе - это наука об удивительных открытиях или о невероятном феномене влияния пейзажа на сущность человека? Нет, это опять-таки наука о датах, названиях и терминах. Разве, например, русский язык на уроке - это наука о философии слова, о том, как формируется язык, о том, как язык характеризует нацию? Нет, это наука о правилах и об исключениях.

Умение запоминать проверить куда проще, чем умение мыслить. ЕГЭ устроил - память проверил, а умение мыслить - как испытать, в каком таком испытании невероятном? Тот, который не любит мыслить, у него один вопрос к учителю: "Правильно - не правильно?" А у того, кто - вдруг - размышлять полюбил, у него множество вопросов возникает: почему? да каким образом? да зачем? да отчего? Кому охота на все эти вопросы отвечать? Так что сидите, дети, зубрите, а мы придем проверим.

Нет, конечно, есть хорошие учителя. Кто спорит? И школы замечательные имеются, к счастью. Я ж про систему говорю. Вот мы, старшее поколение, все ахаем-охаем: дети, мол, читать не любят, компьютер их от книг оттянул - ужасный такой процесс.

А кто-то их учил читать? Не слова, а суть? У нас что, во многих школах учат восприятию книги? Объясняют ребенку, что каждый читатель есть автор своей собственной "фэнтэзи", которая возникает у него в голове по прочтении книги? Пытаются объяснить ребенку: как это интересно - познавать чужой человеческий характер?

А может, просто умные да размышляющие не нужны нынче? Они ведь всем мешают - люди, задающие вопросы. Соответствовать и не думать, - может быть, такой нынче лозунг времени?

Вот я включаю телевизор: "Новости" смотрю. И думаю: а почему мне все время рассказывают про то, что меня не касается? Ну какое мое дело: жив Каддафи или нет? Ну какая мне разница: какой будет цена за украинский газ? Ну почему я должен переживать: посадят Юлию Тимошенко в тюрьму или нет? Дорогой телевизор, может быть, ты расскажешь мне про то, что касается лично меня, на что я лично могу повлиять?

Куда там! Некий шоу-бизнесовый человек и одновременно, по совместительству, священник задумал провести свой очень творческий вечер в большом зале и в связи с этим, как мне кажется, решил объявить о том, что баллотируется в президенты. И все тотчас начали это обсуждать! Серьезные политологи высказали свое мнение о его шансах. Хочется спросить: ребят, а больше поговорить не о чем? Все остальное в жизни страны и в жизни каждого из нас - понятно? Мне иногда кажется, что большинство наших новостей делается для политологов, чтобы им было что друг с другом обсудить и на чем заработать себе на кусок хлеба.

Вы представляете себе такую фантастическую страну, в которой ведущий программы "Новостей", среди прочего, говорит: "Дорогие друзья! Сегодня известному писателю или философу пришла в голову вот такая мысль. Давайте подумаем над ней. Размышление над этой мыслью, возможно, позволит каждому из нас немного измениться и, может быть, стать лучше". Мне кажется, такая страна жила бы совсем-совсем неплохо, и даже очень хорошо.

На телевидении и на радио очень мало программ, на которых бы обсуждались смыслы. Не политико-исторические проблемы (что тоже, наверное, важно), не житейские сплетни и раздоры, а суть жизни, смысл человеческих отношений. Вопросы типа: зачем я живу? что я могу дать своему ребенку? что такое любовь? - требуют размышлений. Проблема, например, почему X отнял у Y своих детей, и как Y их себе вернула - не требует ничего, кроме умения подглядывать в замочную скважину, даже если она величиной с телевизионный экран.

Сегодня очень трудно узнать про новую книгу, если это не бестселлер. Совершенно случайно я купил книгу Петра Люкимсона "Моисей", которая вышла в знаменитой серии "ЖЗЛ". Вот вам книга, которая заставляет думать. Выяснилось, например, что пророк Моисей аж 40 лет был египетским царем. Оказалось, что он повел евреев по пустыне, когда ему было 80 (!!!) лет, и сорок лет водил. Этот пророк, основавший новую религию, был еще и воином, который одинаково умело владел и словом, и мечом. Честно говоря, меня не очень интересует религиозный и исторический аспект этой личности (как я узнал из книги Люкимсона, не найдено ни одного артефакта, свидетельствующего о том, что Моисей на самом деле жил). Мне не это важно.

Читаешь книгу, и как будто знакомишься с потрясающе интересным, необычным человеком. А всякое общение с подобной личностью, конечно, заставляет задуматься о самом себе, о своих ценностях, о своей жизни.

Можно я еще Толстого процитирую? Толстого ведь много не бывает, правда? А мне все кажется - наивно, наверное, - что Лев Толстой - безусловный наш авторитет, и кому, как не ему, поверят. Так вот, какая простая мысль есть у него: "Едва ли не важнее знать то, о чем не надо думать, чем то, о чем надо думать". Каково? Надо ли долго объяснять, насколько эти слова современны?

Мы очень озабочены своим телом: все эти фитнесы, салоны красоты... Многие из нас всерьез озабочены своей душой: ходят в театр, в церковь... А вот мозгом своим, мыслями мы вообще не занимаемся: думаем черт знает о чем. Неужели мы всерьез не понимаем, как важны мысли для жизни?

...Конечно, выпуская философскую книгу для подростков, мы с издателем идем на эксперимент. Но очень не хочется верить в то, что подрастающее поколение совсем уж не желает думать. Не может такого в России быть, ведь правда?

Образование Образ жизни