В числе 22 городов и населенных пунктов, которые после расширения войдут в состав столицы, оказалось и сельское поселение Роговское.
Именно оно скоро станет самой крайней точкой Москвы на границе с Калужской областью. Посмотреть, как и чем живут там будущие "новые москвичи", отправились корреспонденты "РГ".
60 километров от МКАД до Роговского мы проехали на машине по Калужскому шоссе за два с половиной часа. Когда добрались, Наталья Смирнова, няня из местного детсада поинтересовалась:
- В пробке стояли?
- Да вроде нет, поток машин был большой, поэтому ехали очень медленно.
-Повезло вам - рабочий день. В выходные бедные дачники мучаются еще больше. Нам бы дорогу новую. Или хотя бы чтобы Москва скорее реконструировала Калужское шоссе. А то мост над железной дорогой уже год ремонтируют. То в одну, то в другую сторону движение перекрывают.
После того как решение о присоединии Роговского к столице было принято, у жителей вспыхнули надежды, что уж теперь-то им точно построят нормальную трассу. Пока же, чтобы не тратить времени на поездки, предпочитают искать работу поближе, в соседних деревнях. Как рассказал "РГ" глава поселения Роман Атабекян, на днях состоялось первое знакомство с заммэра Москвы по вопросам образования и здравоохранения Ольгой Голодец, которая на минувшей неделе специально приезжала в Роговское.
- Теперь готовимся к общественным слушаниям, - продолжал глава. - В ходе их и обсудим все вопросы, которые волнуют жителей.
Население Атабекяна уважает. Прежде всего за то, что Роман Георгиевич ни разу никому не отказался помочь в садик ли детей устроить, или землю в собственность оформить. Любит Роговское и сам глава. Забот у него много, ведь поселение состоит не только из прежней Центральной усадьбы совхоза - поселка Рогово, но еще и из 18 деревень. Дома в поселке, хотя и построены более 40 с лишним лет, ухожены, без воды и канализации никто не сидит.
- Коммуникации, конечно, износились, - не скрывает Атабекян. - Старые трубы постоянно засоряются. Но мы их прочищаем, а время от времени и капитально ремонтируем.
Школа в Рогово своя, одиннадцатитилетка, на 350 учащихся, есть садик на 110 мест. А еще - амбулатория, почта, парикмахерская, несколько продуктовых магазинов и сельпо, где продаются одежда, обувь, косметика, бытовая химия... Даже спортивная площадка есть. В общем-то, все, что нужно для жизни. Дворы между домами чисто убраны, асфальт на дороге гладкий, без ям и выбоин.
- Не думайте, мы не какое-нибудь захолустье, - ревниво смотрит на реакцию гостей Атабекян.
Мы не думаем, спрашиваем:
- А вы-то, Роман Георгиевич, рады, что скоро столичным жителем станете?
- С одной стороны, конечно, приятно и почетно быть москвичом, - вздыхает глава. - А с другой... Скажу честно: очень боюсь, что у нас начнется строительство вредных производств, например, мусоросжигательных заводов. Мы ведь будем окраиной столицы, а где же быть промзонам, как не на окраинах? Услышав, что мэр Москвы Собянин заявил на "Деловом завтраке" в "РГ", что Москва вообще отказалась от строительства мусоросжигательных заводов, как невыгодных экономически и портящих экологию, приободрился:
- Хорошо бы. Ведь природа - наша гордость. У нас одно из чистейших мест Подмосковья. Люди специально дачи покупают, чтобы здоровье поправить. Давление как рукой снимает.
Дачников в Роговском и правда много. Летом - до 30 тысяч. А постоянного населения всего 2550 человек. Две тысячи проживают в Рогово, остальные - по начавшим возрождаться деревням. Когда-то заброшенные и заколоченные дома дедов и отцов сегодня заново обживают их дети и внуки. Деревни разные. До одних можно доехать только в хорошую погоду, другие, можно сказать, прямо образцово показательные. "Поезжайте в Тетеринку - не пожалеете!" - посоветовал глава. По проселочной дороге с прекрасным покрытием мы и в самом деле добрались до Тетеринки минут за 10. Ехали мимо симпатичных дачных поселков и уже убранных аккуратных полей. "Даже газоны подстрижены", - изумилась коллега, когда въехали в деревню.
Вдоль центральной улицы - травинка к травинке. Цветочные композиции с подвесными горшками почти как на центральной улице столицы.
- Давайте я вам главную нашу гордость покажу, - местный староста Владимир Федоров повел нас к пруду.
Включил тумблер у электрощитка и прямо из середины водной глади брызнул струями фонтан. Вот уж поистине все от человека зависит: можно какую угодно красоту испортить, а можно из ничего создать изюминку.
- По вечерам фонтан подсвечивается в цвета Российского флага, - рассказал староста. - Наша деревня очень старая: еще в XV веке основана. А в XIX тут жил помещик Челищев. Это его крепостные вырыли пруд. Мы тоже, как можем, благоустраиваем Тетеринку.
Владимир Михайлович не против стать москвичом: "Может, автобусы к нам будут ходить", - делится он.
- Пока дети маленькие - мы забот не знаем, - включается в разговор медсестра Ирина Маркелова. - А вот дальше проблемы начинаются. Учиться можно только в Москве или Подольске. Туда нужно ездить. В Москву через Подольск "Автолайн" возит только четыре раза в день. Либо надо добираться до соседнего Вороново, оттуда автобусы чаще в столицу ходят. Вроде и не так далеко мы от МКАД, а практически отрезаны.
Зарплаты и пенсии - еще одна больная здесь тема.
- Я 8 тысяч получаю, да пенсии 5400... Вот и проживи на эти деньги! - говорит Валентина Виноградова, помощник повара в столовой. - Надеемся, что с московскими пенсиями станет полегче: там не ниже 11 тысяч рублей платят!
Сергей Собянин, мэр Москвы:
О пенсиях
- Стандарт жизни у жителей присоединяемых территорий поднимется до столичного. Ведь они будут полноценными жителями Москвы. А если у них есть муниципальные надбавки, которых нет в Москве, мы сохраним им и их, чтобы они не оказались в минусе.
О природе
- Разработка концепции развития новой территории еще впереди, но уже сейчас могу сказать, что одним из ее главных требований будет создание на новых землях минимум 100 новых парков, причем три из них должны быть мегапарками национального масштаба.
О дорогах
- Что касается реконструкции Калужского и Симферопольского шоссе, то ею нужно заниматься. В проекте развития транспортной системы московской агломерации, разрабатываемом Минтрансом России, она значится.