Перефразируя выражение из известного советского фильма, можно сказать, что "кризис - дело тонкое". Сегодня все знают, что кризис будет, но никто не может сказать, когда именно и в какой форме он придет на этот раз. Специалисты могут сходу назвать несколько десятков возможных причин возникновения кризиса, но это говорит как раз о том, что действительной его причины не знает никто. Равно как и того, насколько длительным он будет.
Но если все же попытаться разобраться в ситуации, то ответ на вопрос о причинах кризиса будет очень простым: кризис - это всегда следствие проблем управления. Основы современной системы управления мировой экономикой были заложены после второй мировой войны и то, что было эффективно и удобно 60 лет назад, сегодня превратилось в свою прямую противоположность. Уже отгремело несколько промышленных и научно-технических революций, во многих странах не по одному разу сменилась демографическая и социальная ситуация, а организация и принципы функционирования мировой финансовой системы остались прежними.
После второй мировой войны главным было как можно быстрее восстановить разрушенное хозяйство - что в Европе, что в СССР. Всем было очевидно, что дать взаймы практически любой стране - это выгодно. Восстановление экономики принесет прибыль, из которой можно будет заплатить и проценты, и вернуть основной долг. До середины 1960-х годов это прекрасно работало (помогала продолжавшаяся индустриализация), и важно было просто обеспечить необходимое количество денег, что собственно и делалось. Оттого беспрецедентными темпами росли объемы заимствований: как государств, так и частных компаний. Не обходилось, конечно, без банкротств и прочих неприятностей (особенно часто грешили этим страны Африки и Латинской Америки), но справедливости ради надо отметить, что крупных потрясений в этот период было все же не так много и они не были столь масштабными.
"Занимай, а остальное приложится", - это был девиз не только отдельных потребителей, но и целых государств. Прежде всего - США, а их поведение копировал уже и остальной мир. И действительно - "остальное" прикладывалось: не только богатые, но и обычные люди в развитых странах жили год от года лучше и лучше, достигая такого уровня потребления, который предыдущим поколениям и не снился.
В период с 1965 по 1973 год произошло два знаменательных события. С одной стороны, прозвучал "первый звонок" - США поняли, что если они будут дальше обменивать выпущенные доллары на золото, как это предполагалось Бреттон-Вудской системой, то скоро останутся без золотого запаса. Как следствие - к 1973 году золотой стандарт был повсеместно отменен, и бумажные деньги стали таковыми в полном смысле слова: они перестали быть обеспечены хоть чем-то. Но правительством США, а за ним - и всех прочих стран, вывод из этого был сделан "гениальный": печатаем деньги и копим долги дальше. К тому времени успел случиться очередной экономический кризис (т.н. "нефтяной шок"), и на повестке дня стоял вопрос о том, как избежать социального взрыва. Поэтому было не до сантиментов, тем более что все по-прежнему работало. Если в экономике возникала проблема - достаточно было выделить денег на её решение, благо желающих ссудить средства хоть США, хоть Германии, хоть Франции, а также и Японии, Италии и прочим странам, не убывало. Таким образом, государства так или иначе переводили на себя обязательства коммерческого сектора (вспомним ту же помощь банкам в 2008 году), сглаживали социальные трения путем раздачи денег и постепенно накопили огромные долги.
Но система эта работала так долго, что все управленцы на всех уровнях к ней привыкли. Плюс грамотная пропаганда сделала свое дело. Например, сегодня от финансистов можно на полном серьезе услышать, что государство - это самый надежный заемщик (сидящий, как правило, в хронических убытках) и что заемщику главное не вернуть кредит, а вовремя платить проценты, что нет ничего страшного в том, что долги государства превышают в несколько раз его доходы - главное, чтобы не превышали ВВП (хотя причем тут и ВВП?) и многие другие вещи, которые несколько столетий до этого в профессиональной финансовой среде считались в корне неприемлемыми.
Сегодня очевидно, что долговая пирамида дальше расти просто не может. Более того, перед многими государствами встает дилемма: либо обслуживать долг, либо выполнять взятые на себя социальные обязательства. Но непонятно, как это сделать, особенно если вы официально декларируете защиту интересов инвесторов и не хотите допустить социального взрыва.
Собственно, в этом и есть суть нынешнего кризиса. США и большинству государств Европы сегодня надо предпринимать шаги, которые несовместимы с государственной идеологией. Но это еще полбеды.
Большинству государственных мужей искренне непонятно, что именно делать в первую очередь: то ли печатать деньги, чтобы снизить реальное долговое бремя, то ли сокращать расходы (а значит, увеличивать безработицу, урезать социальные программы и пособия). То ли спасать Грецию от дефолта, то ли не спасать.
Выхода из существующей ситуации может быть два: либо эмиссия денег и высокая инфляция, которая "съест" долги, либо дефолт. Дефолт неприемлем для европейцев и американцев прежде всего по идеологическим причинам, поэтому скорее в ближайшие годы следует ждать ускорения инфляции - примерно по тому же сценарию, какой реализовывался в США и Западной Европе в 1970-е годы и в гипертрофированных масштабах повторился в России в 1990-е.
Конечно, до 1000% в год дело вряд ли дойдет, но рост инфляции (даже в том своеобразном виде, в котором она сегодня исчисляется - без учета топлива и продуктов питания) до 5-7%, а в отдельные годы даже 10% в год, в период с 2013 по 2018 годы вполне вероятны как по доллару США, так и по евро.
При этом, поскольку согласованной политики по преодолению долгового кризиса ни в Европе, ни в США еще не выработано, в указанный период наряду с инфляцией вполне возможны и дефолты. В Европе это уже набившие оскомину "проблемные" страны (Греция, Ирландия, Португалия, Испания), а в США трудности с обслуживанием долгов могут испытывать отдельные штаты. В кулуарах сегодня говорят про Пенсильванию, Висконсин, Калифорнию. Но тут уж время, как говорится, покажет.
В любом случае, мир вступает в довольно неприятную полосу неопределенности, и для России это означает только одно: необходимость критически переосмыслить нынешнюю финансовую политику и внести необходимые коррективы. Чтобы не получилось, как в 2008 году, когда российская экономика едва ли не больше других стран БРИК пострадала от американского ипотечного кризиса. Который, по идее, к нам никакого отношения иметь был не должен.
Дмитрий Адамидов, "Инвесткафе"