14.09.2011 00:55
Власть

Региональные лидеры "Правого дела" не хотят видеть в партийных списках Ройзмана

Текст:  Ольга Феоктистова
Российская газета - Столичный выпуск: №204 (5580) Российская газета - Федеральный выпуск: №205 (5581)
Читать на сайте RG.RU

Накануне съезда "Правого дела" вокруг федерального списка партии разгорелись настоящие страсти. Лидер партии Михаил Прохоров даже сделал заявления о том, что по поводу некоторых фамилий на него якобы оказывается давление со стороны отдельных органов государственной власти. Речь идет о желании Прохорова видеть в первых лицах "ПД" скандально известного руководителя "Города без наркотиков" Евгения Ройзмана, имеющего судимость. Как и почему участие одного кандидата в партийных списках могло стать камнем преткновения в отношении Прохорова и со своими однопартийцами, и с Кремлем, мы попросили объяснить политологов.

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов отмечает, что включение Ройзмана в списки - сигнальная ракета для Кремля. "Не знаю, были ли или нет те звонки сверху, о которых рассказывают некоторые активисты "Правого дела", однако совершенно очевидно, что на протяжении последнего десятилетия Кремль занимает последовательную и жесткую позиции по недопущению лиц с криминальным прошлым во власть". Орлов напомнил, что у ЛДПР на выборах 1999 года также возникли проблемы с утверждением списка кандидатов, в числе которых были замечены люди с криминальным прошлым, включая авторитетных предпринимателей Сергея Михайлова ("Михась") и Анатолия Быкова ("Челентано"). Тогда либерал-демократам пришлось снять список с выборов и выдвинуть новых кандидатов в рамках "Блока Жириновского". По мнению Дмитрия Орлова, "региональные и федеральные политики "Правого дела" дали своему лидеру значительные полномочия, но появление Евгения Ройзмана в списках уже переходит грань допустимого".

Региональные лидеры "Правого дела" предсказывают, что вопрос о Ройзмане может прозвучать на съезде весьма жестко

Действительно, в 2007 году Ройзман уже был исключен из предвыборных списков другой партии, "Справедливой России", из-за "темного прошлого": он отсидел два года за кражу, мошенничество и незаконное ношение холодного оружия (судимость снята). Кроме того, в СМИ фигурировали версии о вероятной принадлежности Ройзмана к "уралмашевской" ОПГ. Его ближайшие соратники тоже, мягко говоря, небезупречны. В 2010 году суд признал ближайшего соратника Ройзмана, пришедшего с ним в "ПД", Егора Бычкова виновным в похищении и незаконном лишении свободы человека и приговорил его к 3,5 года в колонии строгого режима. "Подопечные" Бычкова заявили, что подвергались "жестоким издевательствам", их "морили голодом и избивали". Недавно к 19 годам лишения свободы за участие в деятельности экстремистской структуры "НСО-Север" (на ее счету 27 убийств) была приговорена руководитель аналитического отдела "Города без наркотиков" Василиса Ковалева.

"Пришел новый лидер, появились новые перспективы, партия избавилась от людей, которые еще в начале 90-х имели достаточно серьезные хвосты. И сейчас на фоне этой перспективы, на фоне всего этого движения появляется человек с каким-то непонятным шлейфом, со своими скелетами в шкафу", - возмущается руководитель нижегородского отделения "Правого дела" Денис Лабуза. "Может быть, у господина Ройзмана цели благие, но методы, которые он применяет, неприемлемы для партии, ставящей во главу угла верховенство закона", - добавляет глава челябинского отделения Андрей Некипелов. Это мнение разделяют и другие члены "ПД", причем внутреннее давление в партии явно растет.

По словам бывшего лидера алтайских праводельцев Павла Чеснова, избранного делегатом предстоящего съезда, одна из главных претензий партийцев к новому лидеру, привлечение в партию людей, подобных Ройзману: "Считаю, что правую партию должны представлять политики с кристальной репутацией, не запятнанные судимостью, тем более не одной, не занимающиеся экстремальной политической деятельностью". Аналогичной точки зрения придерживается орловский лидер "ПД" Игорь Федоров: партии нужны "люди ответственные, патриотичные и с безупречной репутацией". Руководитель рязанского регионального отделения "Правого дела" Александра Перехватова также уверена, что списки должны быть прозрачными: "Чистая" биография, с моей точки зрения, не означает, что он должен быть великим и т. д., но если человек был связан с коррупцией, пусть даже и подозревался в этом, или у него были судимости, или же какие-то очень противоречивые публичные заявления, то... Люди должны нас понимать".

Региональные лидеры "ПД" предсказывают, что вопрос о Ройзмане может прозвучать на съезде весьма жестко. "Обоснованное беспокойство вызывает стремление скандально известного Евгения Ройзмана войти в список "Правого дела" на выборах в Государственную Думу. Полагаю, что опыт, политическое чутье и здравый смысл моих коллег по партии не позволят состояться такому событию", - говорит Игорь Федоров.

"Очевидно, что г-н Ройзман крайне далек от либеральной идеологии (о чем он сам и говорил) и очень близок к националистической - весь его предыдущий политический опыт, который оказался заслонен "Городом без наркотиков", об этом и свидетельствует", - объясняет известный телеведущий Владимир Соловьев.

Внутренняя политика "Правое дело"