14.09.2011 18:30
Культура

Уфимка подарила музею три картины кузины Александра Блока

Текст:  Гульназ Данилова
Читать на сайте RG.RU

Тихая сенсация случилась в Башкирском государственном художественном музее имени Нестерова на открытии выставки картин Марины Тиме-Блок (1913-1999), кузины знаменитого поэта Александра Блока. Три акварели из собственной коллекции подарила музею уфимская журналистка Рамзия Габитова, которая много лет дружила с Мариной Георгиевной.

- Когда мы познакомились, мне было 20, а ей 70, - говорит Рамзия Габитова. - Но Марина Георгиевна, настоящий интеллигент из Серебряного века, была настолько энергичной и любознательной, что разница в возрасте не ощущалась. С какой радостью она показывала мне свои работы! Среди них были портреты Анны Ахматовой, Ольги Берггольц, Дмитрия Шостаковича, Галины Улановой, Михаила Зощенко, которых она любила и считала близкими по духу людьми.

Марина Георгиевна решила создать "башкирский цикл", и для начала написала с Рамзии портрет девушки-башкирки. Однажды она даже побывала в Башкирии, в гостях у семьи Габитовых, в городе Октябрьском. Собиралась приехать еще, но уже не смогла. Из "башкирской" серии остались еще две работы - портреты народного поэта республики Мустая Карима.

Экспозиция в музее в Башкирии составлена из произведений, хранящихся в трех частных коллекциях. Хотя художница оставила большое наследие, оно, к сожалению, не систематизировано. Часть работ находится в Русском музее, но в основном - в частных коллекциях.

-У зрителей есть редкая возможность увидеть творчество художника в ретроспективе, - рассказала корреспонденту "РГ" заместитель директора музея, заслуженный деятель искусств РБ Светлана Игнатенко. - Здесь и жанровые композиции 1920-1930-х годов, написанные не без влияния одного из ее самых любимых художников Бориса Кустодиева, и пейзажи Ленинграда, и листы из серии "Балет".

В балетной серии среди прочих представлен акварельный портрет всемирно известного танцовщика Рудольфа Нуреева, которого Мария Георгиевна знала, когда он учился в хореографическом училище. Она любила писать его лицо. Живописный вариант этой работы находится в Казани. Два других портрета - в Москве и Париже.

Признание к Марине Тиме-Блок пришло, к сожалению, только после ее смерти в 1999 году и растет с каждым годом. Ее произведения стабильно появляются на таких крупнейших аукционах, как "Сотбис" и "Кристи", в знаменитых галереях. Они хранятся в собрании Русского музея и в частных коллекциях по всему миру. А теперь и в Нестеровском музее в Уфе.

Живопись Уфа Башкортостан