14.09.2011 17:33
Экономика

Чиновники не могут сказать ничего конкретного о приватизации "Ленфильма"

Удастся ли создать идеологию национального кинематографа малыми средствами
Текст:  Анна Шевнина
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №204 (5580)
Читать на сайте RG.RU

В 2011 году число зрителей российских фильмов в кинотеатрах сократилось почти на треть, и лишь каждая десятая картина окупилась. Киноиндустрии не хватает профессиональных кадров, а знаменитым в советское время киностудиям вроде "Ленфильма" - государственной поддержки. Все это позволяет работникам кино говорить об общем упадке кинопроизводства в стране.

 Отдельно взятый упадок

По данным компаний-исследователей, за первые полгода 2011 года посещаемость российских кинотеатров снизилась относительно того же периода прошлого года почти на пять процентов, при этом на российские фильмы стало ходить на 30 процентов меньше зрителей, а на иностранные - только на 9 процентов. В прошлом году наше кино хотя бы попало в десятку самых рентабельных фильмов наряду с иностранными.

- Если в 90-е годы в нашей киноиндустрии был системный кризис - финансовый, творческий, организационный, то теперь положение в какой-то степени наладилось, и осталась только одна разновидность - творческий кризис, из которого мы так и не выбрались, - резюмировала начальник отдела искусств и международных связей городского комитета по культуре Наталья Пахомова.

По словам режиссера Владимира Бортко, изначальной ошибкой программы поддержки кино в стране было решение разделить деньги между двенадцатью частными компаниями и продюсерами. После такого нововведения ничего не изменилось, и производимые фильмы по-прежнему низкокачественные и не окупаются в отечественном прокате. Именно поэтому многие государственные киностудии вроде "Ленфильма" оказываются сейчас в таком плачевном положении. Владимир Бортко считает, что сейчас эти средства стоило бы выделить государственным киностудиям.

По словам режиссера, система работает так, что каждому российскому кинотеатру, чтобы не прогореть, требуется как минимум один новый фильм в прокате в неделю. Так что получается ситуация, когда российский производитель, снявший наконец продукт, приносит его в кинотеатр, брать один фильм хозяину невыгодно. Ему нужен постоянный поток фильмов в прокат, который пока, к сожалению, обеспечивают только американцы, а один русский фильм картины не изменит.

Творческие работники киноиндустрии заявляют открыто, что киностудия "Ленфильм" полностью разрушена и пребывает сейчас в плачевном состоянии. А это одна из главных киностудий в стране. Что же говорить о производстве российских фильмов в целом, когда нет ни профессионалов, ни оборудования, ни технологий, а самое главное - денег. Та же картина и со многими другими госкиностудиями в стране.

- На "Ленфильме" давно ничего не производится, - рассказал кинорежиссер Владимир Бортко. - На студии нет кинокамер - самой новой из имеющихся уже двадцать лет, нет осветительных приборов, проблемы со звуковой аппаратурой, не хватает мощностей, даже некоторые внутренние перегородки еле стоят. В настоящий момент киностудии "Ленфильм" для выживания необходимо производство хотя бы трех кинолент в год, пусть поначалу с чьей-то помощью, однако это проблематично.

"Ленфильм" не представляет...

Что касается судьбы знаменитой петербургской киностудии "Ленфильм", то она по-прежнему остается неясной. Чиновники не говорят ничего конкретного по поводу первоначальной информации о создании на ее площадях бизнес-центра и гостиницы, пока это не подтверждается. Известно одно: студию будут пытаться возродить на принципах государственно-частного партнерства.

Недавно Наталья Пахомова заверила, что у комитета нет никаких сведений о строительстве бизнес-центра или гостиничного комплекса на территории студии, а также о каком-либо другом коммерческом использовании не по назначению съемочных площадок, "сейчас государство и частные фирмы впервые объединят свои усилия и сделают все, чтобы развить студию в соответствии с современными требованиями".

В комитете по инвестициям и стратегическим проектам Петербурга пока не говорят о судьбе территории киностудии на Каменноостровском проспекте. Зато уже сообщается о втором этапе реализации проекта под названием "Ленфильм - XXI век", который обещает стать крупнейшим в Европе кинопроизводственным комплексом. Студию планируют перевести из знаменитых павильонов на Каменноостровском проспекте в заново построенные, специально приспособленные и технически оснащенные "домики-кубики" новой студии.

Каждому российскому кинотеатру, чтобы не прогореть, требуется как минимум один фильм в прокате

- У нас есть желание подписать меморандум о сотрудничестве с АФК "Система" и ВГТРК о развитии площадей для целей производства кино- и телепродукции, - заявил на днях глава комитета по инвестициям и стратегическим проектам Алексей Чичканов. - Уже реализуется первый этап такой студии в городе: компания CММ начала строить корпуса на улице Хрулева.

Напомним, что российский премьер-министр Владимир Путин на днях сообщил, что он готов приостановить или замедлить процесс приватизации студии. Премьер напомнил, что на поддержание "Ленфильма" в рабочем состоянии государство выделило 60 миллионов рублей, однако для ее развития необходимо на порядок больше.

Сериалы - не выход

Генеральный директор петербургского телеканала "100 ТВ" Владимир Угрюмов рассказал, что строить телевизионный кинопоказ, основанный на российском кино, очень сложно: требуется около трехсот фильмов в год, и канал пока закупает большой пакет старых фильмов у госкиностудий. Что касается кассовых фильмов последних лет вроде "Брата", то их очень сложно приобрести у правообладателей. Попытки показать нашему зрителю авторское кино провалились.

- Я признаю, что на наших сериалах также сетку вещания не построить, - рассказал Угрюмов, - так как большинство из них откровенно некачественны, и ничего с этим не поделать, поэтому берем иностранные сериалы и тратим десятую часть своего бюджета на покупку авторских прав на показ кино.

По словам работников кино и телевидения, у нас в стране не выстроена система проката, так как для этого требуется законодательная база и профессионалы сферы кино. У нас же снимать кино некому, притом что выпускникам киновузов не находится рабочих мест. На Западе производство фильмов - глобальный конвейер, работающий с современными технологиями и лучшими специалистами в своей области. Все сводится к одному - создать идеологию национального кинематографа, в том числе и на телевидении, малыми средствами не удастся.

P. S.

Из 32 российских фильмов первого полугодия окупились три - "Неадекватные люди", "Служебный роман. Наше время" и "All inclusive, или Все включено". "Неадекватные люди" при бюджете 3 миллиона рублей собрали 18,4 миллиона.

Экономика Санкт-Петербург Северо-Запад