14.09.2011 10:30
Экономика

Эксперты: Транспортной системе нужны порты в Усть-Луге и в Калининграде

Российской транспортной системе нужны порты как в Усть-Луге, так и в Калининграде
Текст:  Анна Шонова
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №204 (5580)
Читать на сайте RG.RU

Калининградский морской торговый порт загружен всего на 35 процентов. Основная причина - в недостаточной глубине канала, из-за чего порт не может принимать суда водоизмещением свыше 10 тонн.

Об этом заявил министр развития инфраструктуры Калининградской области Александр Рольбинов на прошедшем в Калининграде III Балтийском транспортном форуме, где эксперты из России, Литвы, Белоруссии и Казахстана обсудили ряд вопросов, касающихся международного сотрудничества в транспортной сфере.

В прошлом году Калининградский морской торговый порт перевалил 13,8 миллиона тонн груза, не поднявшись до своего докризисного максимума в 15 миллионов тонн. Между тем у его конкурентов - портовых комплексов в Усть-Луге Ленинградской области и Клайпеде (Литва) - объемы перевалки увеличиваются с каждым годом. На счету у портовиков Усть-Луги за семь месяцев этого года уже 15 миллионов тонн, у клайпедчан грузооборот к концу года, по прогнозам, превысит 35 миллионов тонн.

По словам Александра Рольбинова, калининградское направление в сфере морских грузоперевозок сложное и не очень конкурентоспособное.

- Нам мешает недостаточная глубина канала - всего 8-10 метров, - сказал он. - Имеются ограничения по входным молам. Так, к примеру, если скорость ветра более 18 метров в секунду, то канал закрывается. Это приводит к срыву сроков на загрузку-разгрузку судов и, соответственно, отражается на времени доставки груза.

Чтобы решить эту проблему, минтранс РФ разрабатывает проект строительства глубоководного порта в Калининградской области. Планируемый грузооборот - 131 миллион тонн, значительную часть его должны составить контейнерные перевозки (118 миллионов тонн). Как добавил министр, уже сейчас в регионе не хватает площадок под этот вид грузов.

Еще одна причина, мешающая увеличить грузопоток в регион, - высокие железнодорожные тарифы по Литве и Белоруссии. Как утверждают грузовладельцы, сегодня стоимость перевозки груза за километр в Литве в пять раз, а в Белоруссии - в три раза больше, чем в России. В результате отгрузка через калининградский порт становится экономически невыгодной, и товары идут через Клайпеду или Усть-Лугу. И перспективы у Калининграда в этом плане достаточно неопределенные, учитывая, что к 2013 году порт в Усть-Луге должен заработать на полную мощность, а в Клайпеде к концу следующего года планируют углубить порт до 14,5 метра. А тенденция сейчас такова, что число судозаходов в порты уменьшается, но увеличивается сама судовая партия.

Однако Александр Рольбинов считает, что клайпедский и калининградский порты нельзя рассматривать как конкурентов, поскольку оба они "сидят" на одной транспортной ветке.

- У каждого из них своя специализация, - объяснил министр. - Калининградский порт имеет своих грузоотправителей и номенклатуру грузов, клайпедский - свою. Наш конкурент - Усть-Луга. Но последние две аномально холодных зимы в России показали, что существуют определенные сложности с перевалкой в это время года товаров через Усть-Лугу и Санкт-Петербург. Поэтому для РФ так важен Калининград с его незамерзающим портом.

При этом далеко не все местные представители транспортного бизнеса уверены в том, что с появлением нового глубоководного порта в Калининградской области все грузы пойдут сюда. Ведь для этого грузовладельцы должны принять решение уйти из других портов, наработать новую логистику. А где гарантия того, что тарифы на калининградском направлении останутся прежними? Тем более что у белорусской и литовской железных дорог также имеются вопросы к российской федеральной службе по тарифам.

Как заметил ведущий экономист отдела службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности белорусской железной дороги Николай Губский, российские железные дороги индексировали свой тариф, увеличив его на 9 и 8 процентов за последние два года.

- Имеет ли смысл белорусской железной дороге понижать свои ставки в одностороннем порядке? - говорит он. - Хотя мы заинтересованы в привлечении дополнительных объемов грузов.

Аналогичное мнение и у Стасиса Гудвалиса, заместителя гендиректора Литовских железных дорог.

- В прошлом году Литва не повышала свои тарифы, - подчеркнул он. - Не говоря уже о том, что за прошедшие три года мы предоставили 20 скидок на различные виды товаров, следующих в Калининград.

Экономика Водный транспорт Калининградская область Северо-Запад