14.09.2011 00:38
Русское оружие

До 2020 года ВМФ получит более десяти многоцелевых подлодок проекта 885 "Ясень"

Встречи с морем новый корабль ждал семнадцать лет
Текст:  Александр Емельяненков
Российская газета - Федеральный выпуск: №204 (5580)
Читать на сайте RG.RU

Вторые сутки экипаж и сдаточная команда подводной лодки "Северодвинск" присматриваются к работе основных систем корабля, впервые вышедшего в море.

Прежде такие смотрины происходили регулярно - спускали на воду и оправляли на испытания по несколько атомоходов в год. А тут случай особый: головной корабль в серии многоцелевых АПЛ проекта 885 "Ясень" был заложен на стапеле "Севмашпредприятия" семнадцать лет назад - в декабре 1993 года. И уже тогда замышлялся как первый среди себе подобных атомных подводных лодок четвертого поколения. Никто и подумать не мог, что его рождение растянется на два десятилетия.

С первенца - особый спрос

Перечислять причины, отчего так произошло в распавшейся стране, смысла нет - все на поверхности и происходило на наших глазах. Но стоит отдать должное тем, кто не потерял веры в этот проект и довел его до стадии ходовых испытаний. В этом, безусловно, ключевая заслуга генерального конструктора Владимира Николаевича Пялова, всего коллектива СПМБМ "Малахит", где был задуман и спроектирован  "Ясень". И, конечно, многолетний труд северодвинских корабелов.

Совсем не случайно головному кораблю новой серии официально присвоили имя города, где он был  построен, а коллектив "Севмаша" и администрация Северодвинска установили шефство над  этой подлодкой. Еще до того, как появилось имя собственное, за кораблем закрепили тактический номер -  К-329. А в море его повел штатный экипаж под командованием капитана I ранга Сергея Митяева. Как и принято при таких испытаниях, рядом с военными моряками - опытная заводская команда во главе с  ответственного сдатчика корабля Валерием Добровольским.

В Беломорской военно-морской базе, куда временно приписан экипаж Сергея Митяева, как и на самом заводе и в конструкторском бюро "Малахит", на первый выход возлагают большие надежды. Ведь от того, как покажет себя головной корабль, зависит судьба всей серии. А за этим - перспективная программа вооружений и деньги  гособоронзаказа, о чем никак не могут договориться Объединенная судостроительная корпорация и Министерство обороны России.

Главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий публично заявил, что с 2011 года в России станут ежегодно закладывать как минимум по одной АПЛ

Между тем по информации из Военно-промышленной комиссии, государственной программой вооружения до 2020 года предусматривается создание для Военно-морского флота России более десяти многоцелевых подводных лодок проекта 885 "Ясень". Ранее сообщалось о планах построить шесть таких АПЛ. Но министр обороны Анатолий Сердюков недавно открыто заявил, что "число подводных лодок и надводных кораблей для ВМФ будет существенно увеличено".

За "Казанью" не занимать?  

Сколько их окажется в действительности, никто сказать не может. Второй корабль той же серии (с именем собственным "Казань") заложили на "Севмаше" всего год назад.  Было заявлено, что это уже модернизированный проект, который вобрал все лучшее от головного "Ясеня" плюс все самые последние достижения инженерной и конструкторской мысли. Ведь  с момента закладки головного корабля к тому времени прошло более 16 лет. За такой срок серьезно обновилась элементная база комплексов радиоэлектронного вооружения. А кроме того, практически завершен переход на оборудование, комплектующие и материалы российского производства, чтобы исключить зависимость от поставщиков из бывших республик СССР.

Торжественной и во многом символической церемонии закладки "Ясеня-Казани", приуроченной к Дню ВМФ, предшествовал визит на "Севмаш" главы государства и Верховного главнокомандующего Дмитрия Медведева.  Под его руководством здесь было проведено совещание "О перспективах развития подводных сил ВМФ". Центральной темой стала тогда организация серийного производства кораблей в рамках принятой программы перевооружения. Эту стратегическую цель, отмечали участники совещания, нельзя терять из виду даже в условиях кризиса.

"То, каким образом мы сработаем, в том числе на Севмаше, - акцентировал Дмитрий Медведев, - зависит решение одной из ключевых задач, которые сегодня стоят перед нашей страной - завершить к 2020 году строительство боевого ядра военно-морских корабельных сил Российской Федерации. Для этого у нас есть, безусловно, все возможности: и научная база для проектирования, и сама структура судостроительной и судоремонтной промышленности, и самое главное, есть наше желание этим вопросом заниматься".

Сдвигаемся вправо

Президент России смог своими глазами оценить положение дел на строительстве двух серийных ракетоносцев проекта 955 "Борей". Как и "Юрий Долгорукий", головной корабль серии, они получили в момент закладки имена собственные - в память о великих русских князьях и полководцах, собирателях и защитниках Древней Руси. Стратегический ракетоносец "Александр Невский" заложен в 2004 году, "Владимир Мономах" - в 2006-м, когда отмечалось 100-летие подводных сил России.

Чтобы перерывов по 15-19 лет больше не случалось, у России должна быть долгосрочная программа кораблестроения - адекватная мировым вызовам и соразмерная экономическим возможностям государства.

Тогда же Дмитрию Медведеву впервые показали головной "Ясень" - он покидал заводской эллинг и готовился к спуску на воду. Сегодня подлодка в объятиях  Белого моря. И пока большие начальники ведут в Москве затяжные дискуссии о больших деньгах и новых проектах, корабелы и военные моряки, не перекладывая ответственность друг на друга, должны профессионально делать свою работу.

Пожелаем им в этом удачи.

Тем более, что выход первый - совсем не прогулка. Программа испытаний в море, по неофициальным сведениям, была рассчитана на два месяца. И начать ее планировали еще 20 августа. Теперь, вероятно, пришлось вносить коррективы.

Материал публикуется в авторской редакции. Читать версию статьи из номера
Акцент

АПЛ "Северодвинск" несет мощный комплекс вооружения, включая противокорабельный оперативно-тактический комплекс П-800 "Оникс" с ракетой 3М-55 разработки реутовского НПО "Машиностроения", крылатые ракеты для поражения наземных целей, противокорабельные крылатые ракеты Х-35 и стратегические крылатые ракеты Х-101. Тем самым он совмещает качества быстроходной и малошумной торпедной АПЛ (типа "Гепард") с возможностями ракетного крейсера каким был, к примеру, погибший "Курск".  По оценкам западных и отечественных экспертов, уровень гидроакустической заметности "Северодвинска" будет соизмерим с уровнем американской ПЛА SeeWolf. В то же время проект 885 обладает более высоким уровнем универсальности, чем американский аналог.

Еще одна отличительная особенность подлодок серии "Ясень" в том, что торпедные аппараты расположены не в носу корабля, а за отсеком центрального поста. Это позволило разместить в носовой оконечности антенну нового гидроакустического комплекса. Кроме того корабль получил новейшие комплексы связи и навигации, оснащен усовершенствованной ядерно-энергетической установкой.

Водоизмещение подлодки - 9,5 тысяч тонн, длина - 120, предельная глубина погружения - 600 метров. Полная скорость подводного хода - 31 узел /около 57 км/час/, экипаж - 85 человек.

Согласно неоднократным заявлениям командования ВМФ, "Северодвинск" уже в этом году должен пополнить российский флот. Определенный оптимизм вселяет то, что в отличии от ситуации с "Булавой" - новой ракетой для стратегических подлодок типа "Юрий Долгорукий" - штатное оружие для "Северодвинска" прошло все положенные циклы испытаний, в том числе со специально оборудованной подводной лодки "Беркут" и ракетного корабля "Накат". А сам противокорабельный комплекс П-800 "Оникс" находится на вооружении ВМФ с сентября 2002 года и серийно производится в Оренбурге.

АПЛ "Северодвинск" на ходовых испытаниях

Русское оружие Архангельская область Северо-Запад