"Мы удовлетворены тем, как развивается сотрудничество в энергетической сфере и с Европой, и с Азией", - заявил вчера на Байкальском экономическом форуме руководитель Администрации президента Сергей Нарышкин.
По его словам, "мы можем решать масштабные задачи, в том числе по интеграции западного и восточного энергорынков на пространстве Европа - Россия - страны Азиатско-Тихоокеанского региона". Разговор об этом состоялся на конференции "Европа - Россия - АТР. Энергетика: интеграция и сотрудничество".
А всего в рамках форума, в котором приняли участие более 1,4 тысячи человек из 28 стран, прошли три тематические конференции, девять "круглых столов", четыре выставки.
На одной из площадок вчера шел разговор об особых экономических зонах. О сохранении двух туристических зон, чье существование еще месяц назад было под вопросом, журналистам рассказал гендиректор ОАО "Особые экономические зоны" (управляющая компания со 100-процентным госучастием) Олег Костин.
Из-за отсутствия инвесторов под угрозой закрытия оказались зоны "Ворота Байкала" в Иркутской области и "Куршская коса" в Калининградской области. Но в Иркутске инвесторов все же нашли. В Калининграде рассматривается возможность переноса зоны на другую площадку, куда будет проще подтянуть бизнес. Но вопрос о ликвидации ОЭЗ в Ставропольском крае остается в силе.
Туристические зоны оказались самыми многочисленными среди всех ОЭЗ - из 24 "точек роста" на них приходится 13, и самыми проблемными. Но винить в этом только бизнес несправедливо, уточняют эксперты. У Ставропольской, Калининградской и Иркутской зон были проблемы с неудачным выбором места. Площадки определяли чиновники. Но оказалось, что бизнесу они не интересны. Инвесторы решились вкладываться в иркутскую зону лишь тогда, когда ее перенесли к горнолыжной базе "Соболиная гора". Сейчас склон может ежедневно принимать до 3 тысяч человек. Но большинство отдыхающих приезжают сюда на выходные - остановиться в городке Байкальске, расположенном у подножия горы, негде. Если государство потратится на подведение коммуникаций, инвесторы готовы вложиться в коттеджный поселок, развлекательный центр и новые подъемники. Курорт станет круглогодичным.
Работающий в ОЭЗ бизнес в несогласованности, напротив, винит государство. Например, прокладка новых дорог заложена в федеральных целевых программах, но они не всегда совмещены с планами развития зон - ОЭЗ строится уже сейчас, а дорогу, например, планируют проложить в 2015 году, соглашается заместитель генерального директора ОАО "ОЭЗ" Вадим Дубовик. Выходом, по его мнению, может быть создание межведомственной рабочей группы с участием минэкономразвития, минфина и минтранса, чтобы скоординировать планы.
Большинство туристических зон расположены далеко от центральной части страны. А перелет - дорогое удовольствие. Удешевить транспортные расходы можно за счет организации в регион чартерных рейсов, считает Дубовик. Но для того, чтобы авиакомпании пошли на это, надо обеспечить мощный турпоток, для этого сами концепции зон следует переориентировать с элитного клиента на массового, предлагает он.
А чтобы сами зоны соответствовали единой архитектурной концепции, планируется привлекать в проекты крупных якорных инвесторов, которые обеспечат комплексную застройку территорий. Такой шаг избавит зоны и от растянутого на много лет строительства, когда один пансионат уже готов принимать отдыхающих, но рядом роет котлован другой подрядчик. Ориентация на крупный бизнес поможет решить и проблему с кредитованием резидентов, надеется Дубовик. Управляющая компания собирается предложить инвесторам подписывать соглашения о взаимных обязательствах, рассказывает Дубовик. Такие договоренности могут стать гарантией для банков, снизят риски и удешевят стоимость ссуд. Первые соглашения, по словам Дубовика, могут быть подписаны в ближайшие дни.