В США в среду опубликован доклад об окончательных итогах расследования прошлогодней аварии на буровой платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе, в котором вина за утечку около пяти миллионов баррелей нефти возлагается на компанию ВР.
Согласно 500-страничному докладу Бюро по управлению, регулированию и охране океанских энергоресурсов (BOEMRE) и Береговой охраны США, компания ВР является единственным виновником 21 из 35 причин, которые вызвали прорыв на скважине Макондо, взрыв на платформе, пожар и гибель 11 человек, отмечает "Рейтер". Еще восемь причин "частично" обусловлены действиями ВР. Ответственность за аварию возложена также на подрядчиков - компании Transocean и Haliburton, проводившую глубоководное цементирование скважины. Выводы авторов доклада являются окончательными и могут лечь в основу судебных исков и уголовных дел.
Представленные в отчете выводы в целом совпадают с результатами ранее проведенных расследований и не вызвали удивления ни в американском минюсте, ни на фондовых рынках. Тщательное расследование подтвердило, что руководство ВР действительно пренебрегало техникой безопасности, потому что было озабочено сокращением издержек нефтедобычи в Мексиканском заливе и стремилось во что бы то ни стало ускорить проведение работ. Основной же причиной катастрофического разлива нефти стали решения менеджмента, осложнившие работы по цементированию скважины. Как писала "Российская газета", ранее ВР уже обвинялась в систематических нарушениях техники безопасности и неспособности определить первые признаки аварии.
"Решение ВР по сокращению стоимости и длительности проведения работ, пренебрежение к возможности непредвиденных обстоятельств... являются причинами, вызвавшими прорыв на скважине Макондо", - говорится в нынешнем отчете, цитирует "Рейтер".
ВР работала вместе с компанией Halliburton над проектированием глубоководного цементирования, но стоимость работ превысила бюджет, из-за чего "ВР пыталась минимизировать потери сокращением объема цемента, который закачивался в скважину", цитирует "Рейтер". Кроме того, руководство проигнорировало рекомендации инженеров Halliburton по проведению дополнительных изысканий.
Единственный человек, названный в докладе, - это инженер ВР Марк Хэйфл, который, как отмечено в документе, принял решение не проводить анализ, определяющий качество цементирования, и отказался исследовать аномалии, обнаруженные в результате другого важного анализа. В августе 2010 Хэйфл отказался от дачи показаний, сославшись на право не свидетельствовать против себя, указывает британская "Гардиан".
Фондовые рынки встретили отчет оптимистично: инвесторы сочли, что вся полнота ответственности за разлив около пяти миллионов баррелей не была возложена именно на ВР. В Лондоне курс акции нефтедобывающей компании взлетел на пять процентов на фоне слухов о том, что отчет поможет ВР сократить ответственность за вызванный аварией ущерб, однако к концу торгов в среду рост составил около 3,5 процентов. Несколько понизилась цена на акции Halliburton, тогда как акции Transocean, владельца платформы Deepwater Horizon, выросли в цене.
Справка "РГ"
Управляемая BP платформа Deepwater Horizon затонула в Мексиканском заливе у побережья штата Луизиана 22 апреля после 36-часового пожара, последовавшего вслед за мощным взрывом, унесшим жизни 11 человек. Разлив нефти, который начался вслед за этим, составил 4,9 миллиона баррелей и вызвал экологическую катастрофу в регионе.