15.09.2011 00:39
В мире

Яков Миркин: В России не должны закрывать глаза на угрозу дефолта

Грецию выгоднее содержать, чтобы не допустить нового мирового экономического кризиса
Текст:  Яков Миркин (заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН)
Российская газета - Столичный выпуск: №205 (5581)
Читать на сайте RG.RU

Долги Греции - в предынфарктном состоянии. Стрелка действительно указывает на вероятность дефолта. Однако надо сделать оговорку о том, что он может происходить в разных формах. В жесткой, как это было в августе 1998 года, когда российское правительство отказалось от выплат по госбумагам. И в мягкой - объявление программ реструктуризации долгов (удлинение сроков, снижение процентов, частичное или полное их списание).

В случае с Грецией выбор из двух этих "зол" зависит от консенсуса крупнейших держателей греческого долга. А это прежде всего Европейский центральный банк, Германия, Франция, ряд стран еврозоны. Ясно одно: несмотря на угрозу дефолта, Грецию выгоднее содержать, чтобы не разгорелся новый мировой кризис.

Каков самый щадящий сценарий? Включение печатного станка в еврозоне, продолжение выкупа долгов Греции при незначительном усилении инфляции и ослаблении евро, что подстегнет экономический рост в Европе.

Каков самый тяжелый сценарий, если правительства еврозоны не договорятся? Кризис станет неизбежной реальностью. Разразится финансовая война - все против всех. По аналогии с американским банком "Леман Бразерс" в 2008 году, когда дефолт системообразующего финансового института вызвал цепную реакцию на мировых финансовых рынках - крах акций, падение экономической активности, бегство капиталов с развивающихся рынков, включая Россию. Второй "поток" проблем в этом случае - угроза платежным системам. Появление "черных" дыр в активах крупнейших банков мира, утрата ими доходных активов, ликвидности, набеги клиентов, стремящихся изъять свои деньги, убытки, снижение капитализации. Будет нанесен огромный ущерб и Европейскому ЦБ. Все это потребует госпомощи, нагрузки на бюджеты, поставит под удар недавно созданный Европейский фонд финансовой стабильности, из которого кредитовалась Греция. Соответственно, прямо встанет вопрос о ее выходе из зоны евро. И хотя механизмы такого выхода не проработаны, при условии резкого давления общественного мнения на правительства еврозоны, Греция все же покинет ее.

В России, экономика которой полностью зависит от мировых цен и спроса на сырье, от динамики глобальных финансов, не должны закрывать глаза на все эти угрозы, ощущая себя в "тихой гавани". Жесткий сценарий будет означать повторение пройденного в 2008-2009 годах - сокращение мирового спроса на нефть и металлы, спад промпроизводства. В финансовой сфере - давление на рубль. Инфляция, обесценение накоплений. Обострится социальная обстановка, так как выполнение социальных обязательств станет формальностью - инфляция будет "съедать" пенсии, зарплаты. Вновь замаячат безработица, сокращение рабочих мест. Станет не до каких-либо структурных реформ. Гипотетически "вторая волна" кризиса может быть еще тяжелее. Это как эффект "незажившей раны", когда срываешь повязку - и она открывается вновь. Государство не сможет с прежней силой покрывать и удерживать экономику на поверхности, как два года назад, - сегодня у него больше "связаны руки" по объемам финансирования. Да и общественное мнение за последние годы поднаторело в дискуссиях на тему "зачем спасать банки за счет средств налогоплательщиков?". А поскольку после кризиса в России восстановлена докризисная модель финансов, то эти факторы будут действовать в полной мере.

Но будем надеяться, что в правительстве, в финансовых ведомствах, в Центральном банке рассматриваются стресс-сценарии на жесткий случай дефолта в Греции, с тем чтобы ответные антикризисные действия на этот раз были менее хаотичными, чем в 2008-2009 годах. В любом случае стресс-сценарий "хочешь мира, готовься к войне", предполагает реальный план действий. Особенно с учетом сохранения социальной стабильности в предвыборный год. В чрезвычайных обстоятельствах, как показывает практика, могут использоваться такие механизмы, как временное закрытие рынка, ограничение на перевод капиталов, чтобы остановить бегство денег из страны. В 2008 году Россия этого не сделала и понесла в отличие от других 40 крупнейших стран самые тяжелые потери на рынке.

Что касается граждан, то им и дальше нужно учиться управлять своими активами. С одной стороны, держать деньги в разных валютах, не брать на себя чрезмерные кредитные обязательства, превышающие доходы, а если брать, то только под фиксированный процент и на длинные сроки. Те, кто успел взять ипотечные кредиты до кризиса, оказываются в самом выгодном положении.

С другой стороны - держать средства преимущественно в ликвидных активах и на короткие сроки. К примеру, если свой депозит вы разместите в банке "средней руки" на три года под 5 процентов годовых, то это будет не самое разумное решение. Во-первых, в случае "стресса" у такого банка могут начаться проблемы, во-вторых, в момент кризиса вы не сможете управлять своими деньгами.

Но поскольку ситуация "привыкания" к угрозе греческого дефолта развивается уже два года и рынки на это настроились, можно предположить, что удар, если он и произойдет, будет не столь тяжким, как в 2008 году, а реакция рынков не столь острой.

Подготовила Татьяна Зыкова

Греция