15.09.2011 01:00
Экономика

Волны дефолта Греции могут докатиться и до российской экономики

Волны дефолта Греции могут докатиться и до российской экономики, но их пока сдерживают Франция и Германия
Текст:  Вячеслав Прокофьев (Париж) Анна Розэ (Берлин)
Российская газета - Столичный выпуск: №205 (5581)
Читать на сайте RG.RU

Волны дефолта Греции могут докатиться и до российской экономики, но их пока сдерживают Франция и Германия

Вчера многие эксперты ожидали, что будет объявлено о дефолте Греции. Этого не случилось. Но ситуация остается напряженной. И если дефолт все-таки состоится, его волна накроет не только европейскую экономику, но и российскую. Многое сегодня зависит от позиции Франции и Германии.

Французы хоть и не собираются бросаться на амбразуру, но готовы сделать все возможное, чтобы вытянуть Грецию из долговой ямы. Канцлер ФРГ Ангела Меркель свой курс на помощь тоже менять не намерена, несмотря на то что в германском правительстве все сильнее слышно несогласие с этой позицией. Вице-канцлер ФРГ и министр экономики Филипп Реслер уже предложил объявить о банкротстве Греции.

Трудная роль выпала Германии и ее канцлеру. Меркель понимает, откажись Германия от спасения Греции, в тартарары полетят все благие намерения по восстановлению финансового климата в Евросоюзе. Поэтому, когда Филипп Реслер позволил себе неосторожное замечание, она возмутилась и посоветовала своему новому вице-канцлеру остерегаться поспешных заявлений. Ведь они только создают нервозность на биржах. Укор Меркель последовал слишком поздно. Биржи уже среагировали на замечание министра экономики.

Немецкий биржевой индекс обрушился до 5 000 пунктов - невиданный провал за последние недели. Колебания и нерешительность в такой обстановке противопоказаны. Однако и в самой Германии мало кто знает, как надо бороться против банкротства Греции. Рецептов множество, но каждый таит непредсказуемые риски.

Однако Ангела Меркель постоянно подчеркивает, что она убежденный сторонник идеи единой Европы. И держит курс на спасение Греции. Ее поддерживает вторая по величине партия ФРГ - социал-демократическая. Поэтому голосование в бундестаге 29 сентября по выделению средств для Европейского стабфонда наверняка будет положительным. Предполагается, что большинство депутатов проголосует "за", хотя Меркель не досчитается некоторых голосов однопартийцев.

Во Франции таких явных разногласий нет. В основном все понимают, что даже гипотетический дефолт Греции приведет к большим проблемам в других странах ЕС. И Франция не будет исключением. Под ударом может оказаться финансовая система страны. Особенно те банки, которые являются крупными держателями гособлигаций Греции. Правда, по словам министра финансов Франсуа Баруэна, "у них достаточно ликвидности". Каким бы ни было развитие греческого кризиса, подчеркнул он, "они обладают средствами справиться с ситуацией".

"РГ" попросила прокомментировать создавшуюся ситуацию известного французского финансиста Жана-Поля Дессертина.

- Дело в том, что в нынешнем положении Греция не способна обслуживать свой суверенный долг, - считает финансист. - По правде говоря, это было уже ясно несколько месяцев тому назад. Отсюда вывод: надо провести реструктуризацию этого долга. То есть речь может идти о продлении срока выплат, а также о списании какой-то части задолженности.

И это следует сделать таким образом, чтобы Греция не оказалась вне зоны евро. Каков механизм? Как это уже было в свое время, к примеру с Мексикой, надо привлечь Международный валютный фонд, всех кредиторов, и в первую очередь европейских, на которых приходится львиная доля долга. В практическом плане это означает, в частности, скупку долговых суверенных обязательств Греции Европейским стабфондом, которому следует придать банковский статус, или континентальным ЦБ. Подобные схемы уже реализовывались в прошлом и демонстрировали свою эффективность. И, конечно, надо активно заниматься санацией экономики стран ЕС. В любом случае я со сдержанным оптимизмом смотрю в будущее. Распад еврозоны - худший вариант, который приведет только к более глубокому кризису.

Звонок в Грецию

Яннис Моногиос,

глава департамента финансовых исследований Центра планирования и экономических исследований Греции, доктор экономических наук:

- Наши исследования показывают, что греческое правительство не смогло справиться со своими задачами в области фискальной политики. И получилось, что у госбюджета больше не осталось возможностей для проведения реформ, нацеленных на дальнейшую интеграцию в Еврозону.

Дефицит ВВП превысил ожидаемые 7,6 процента и составил 17 миллиардов евро. А к концу года этот показатель достигнет 8,5 процента, к началу 2012 года он может составить 9,5 процента, то есть 19 миллиардов евро. Ситуация в любом случае критичная. А это означает, что нужно серьезно изменить всю структуру госсектора.

То есть попытаться удвоить показатели по фискальной политике и максимально сократить госрасходы. Словом, нам нужно латать огромные дыры в бюджете. При этом следует уделить огромное внимание частному сектору. Для него нужно создать более благоприятные условия, особенно по части налоговой политики.

А пока все принимаемые правительством меры либо не работают, либо имплементируются неправильно или не до конца. Кроме того, они встречают сильную оппозицию со стороны населения страны.

Сегодня в мировой и греческой прессе бурно обсуждается сценарий выхода Греции из ЕС. Мол, это сможет решить все наши проблемы. Однако, по нашим убеждениям, это обернется катастрофой. Причем не только для Греции, но и для всего мира. Во-первых, сильно пострадает банковский сектор страны. А, учитывая, что в нем крутятся как гособлигации Греции, так и Италии, Франции, Германии, то и их банки от этого сильно потеряют. Произойдет эффект домино.

Волна дойдет и до России. Объясню почему. По нашим представлениям, Россия является крупнейшим глобальным игроком. Особенно по части энергетики. И, соответственно, имеет свои экспортные интересы в европейском регионе. Предположим, что Греция вышла из ЕС. Это будет означать, что она возвращается к своей старой валюте, которая потеряет перед евро 40-50 процентов своей покупательной способности. Это автоматически означает, что Россия будет получать от Греции за свои энергоресурсы слабую валюту, что отразится на российском финансовом секторе.

Подготовил Теймур Абдуллаев

Макроэкономика Греция Европейский союз