В Алексинской воспитательной колонии, где в ночь на воскресенье случился погром, причиной случившегося называют попытку некоторых подростков поднять собственный авторитет.
Сейчас в колонии постепенно начинает налаживаться нормальная жизнь. Разбитые окна затянули пленкой, вставляют двери, восстанавливают разбитые кабинеты...
После погрома в Алексинской колонии СУ СКР по Тульской области возбудило два уголовных дела: по ч. 1 и ч. 2 ст. 212 (массовые беспорядки), ч. 1 ст. 286 (превышение должностных полномочий) УК РФ. С первым все более или менее ясно: массовые беспорядки налицо, в погроме участвовала вся колония - из 107 осужденных не принимали участие в погроме лишь 7 человек, находившиеся на тот момент в изоляторе за территорией. Но второе вызывает вопросы. В тульском управлении ФСИН уверяют, что возбуждение уголовного дела по данной статье - обычное в таких случаях явление, мол, потому и возбуждено "по факту", а не в отношении конкретных лиц, чтобы проще было вести следствие. Отвечая на вопрос "РГ", начальник тульского управления ФСИН Валерий Усачев подчеркнул, что, если и была вина сотрудников, это установит следствие. Однако у прокурора области Олега Черныша, побывавшего на месте в "погромную" ночь, несколько иное мнение, о чем он заявил на пресс-конференции с оговоркой "по предварительным данным". Черныш считает, что в случившемся есть вина сотрудников колонии.
Напомним, все началось в помещениях изолятора, куда троих подростков поместили в наказание. После отбоя они разломали кровати и с помощью этой "арматуры" выбили окна, решетки, выбрались из комнаты и направились в отделение карантина, куда незадолго до этого поступила группа новых колонистов. Там они попытались объяснить новичкам, "кто в доме хозяин". Между тем сработала сигнализация, на место была направлена охрана. Дальше, по словам Черныша, тройка из изолятора, заслышав шаги охраны, вернулась в свои комнаты. Но прибывшие охранники по каким-то причинам "вместо того, чтобы локализовать конфликт, начали воспитательные действия, в том числе с применением физической силы". Как выяснилось, одного из осужденных избили резиновой дубинкой. На крики о помощи прибежали подростки из карантина - вот тогда и начали уже громить все подряд.
Позже погромщики подошли к КПП и потребовали телефон, чтобы поговорить с Валерием Усачевым. Разговор был коротким: они жаловались на побои в изоляторе, Усачев пообещал, что приедет прокурор и во всем разберется, также обещал не вводить спецназ. После этого бунтовшики собрались в клубе. К этому времени туда приехал замначальника управления по безопасности Вячеслав Кочетыгов. Подростки его хорошо знали, увещевания сдать "оружие" подействовали. А к 6 утра после разговора с прокурором области колонисты сами постепенно начали приводить в порядок помещения...
Начальник УФСИН считает, что все произошло спонтанно, иначе были бы попытки побега. Его зам, проработавший в системе не один десяток лет, уверен, что причиной всему стали попытки некоторых "взрослых", которым скоро переводиться на "Большую зону", поднять таким образом собственный авторитет в уголовной среде.
Тульская колония долгое время "обслуживала" осужденных несовершеннолетних из Тульской и Ивановской областей. Но в последнее время в связи с тем, что бывшую "детскую" колонию во Владимирской области передали под женскую, в Алексин стали поступать также осужденные из Владимира и Ярославля. Произошло резкое увеличение количества колонистов. Так что осложнений следовало ожидать - вполне можно было предположить, что авторитеты, местные и чужие, будут выяснять отношения... Впрочем, по словам Усачева, случившееся ЧП никак не отразится на существующих планах по организации на базе Алексинской колонии воспитательного центра нового типа. Не будет и перегруппировки тех, кто здесь содержится, по другим заведениям.