Деловой климат в российском здравоохранении в первом полугодии 2011 года улучшился, констатируют эксперты Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ "Высшая школа экономики".
Незначительное ухудшение экономического положения лечебно-профилактических учреждений, которое выявили специалисты, компенсировалось ростом спроса на медицинские услуги за первые шесть месяцев этого года и ожиданием дальнейшего роста в следующем полугодии. Это изменение спроса сопровождалось увеличением количества пациентов и стоимости оказанных услуг.
Однако эксперты не спешат радоваться растущему спросу, так как однозначной трактовки таких изменений у них нет. С одной стороны, можно говорить об успешном продвижении на рынок платных медицинских услуг высокого качества. С другой - о перегруженности государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений.
В первом полугодии текущего года спрос на медицинские услуги был стабилен, две трети руководителей лечебно-профилактических учреждений, участвовавших в опросе, проведенном НИУ "Высшая школа экономики", отметили, что спрос находился в пределах нормы. При этом количество пациентов в основном соответствовало имеющимся возможностям медучреждений, что подтвердили 66 процентов респондентов. Количество оказанных услуг выросло на 11 процентов по сравнению с концом 2010 года. А во второй половине этого года эксперты ожидают рост еще на 27 процентов.
Но рост в основном отмечали руководители государственных и муниципальных учреждений, в то время как частные клиники сетовали на недостаточный уровень спроса и объем оказанных услуг. Эксперты связывают ограниченность спроса на рынке частной медицины с низким уровнем денежных доходов населения в сочетании с перенасыщением некоторых сегментов рынка специализированных медицинских услуг. При этом руководители частных клиник строят довольно оптимистичные прогнозы. 32 процента из них прогнозировали рост востребованности своих услуг, а 39 процентов - увеличение числа пациентов.
Цены в первом полугодии 2011 года росли более интенсивно, чем в первые шесть месяцев прошлого года. Как показал опрос, в среднем цены выросли на 23 процента. Большинство руководителей клиник считают сложившиеся тарифы оптимальными (73 процента), а 21 процент опрошенных - недостаточными. Лишь 6 процентов респондентов признают цены слишком высокими. Вполне логично, что цены на услуги частных клиник росли гораздо интенсивнее, чем цены на платные услуги в бюджетных учреждениях.
Исследователи обнадеживают, что к концу года интенсивность роста цен снизится. О предполагаемом повышении тарифов сообщили лишь 16 процентов опрошенных.
"Новый закон об основах охраны здоровья вместе с уже вступившим в силу законом об обязательном медицинском страховании должен создать реальные механизмы реализации прав граждан на получение доступной и качественной медицинской помощи, в том числе обеспечить государственные гарантии бесплатной медицинской помощи", - считает директор Центра конъюнктурных исследований Георгий Остапкович. Также он предлагает привязать уровень доходов к эффективности работы, качеству оказания услуг и соблюдению стандартов медицинской помощи. Дифференцированная система оплаты труда и обеспечение условий для реальной конкуренции между поставщиками медицинских услуг могут стать залогом эффективного развития здравоохранения.