15.09.2011 09:38
Происшествия

В Перми врач осужден на два года за смерть пациентки

Текст:  Илья Изотов (Пермь)
Читать на сайте RG.RU

Свердловский районный суд Перми вынес приговор по громкому уголовному делу о причинении смерти пациенту при проведении операции в частной "Клинике доктора Файнштейна".

Врач-анестезиолог-реаниматолог Илья Ершов признан виновным в причинении смерти по неосторожности 32-летней жительнице Перми Елене Кащеевой вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей (часть 2 статьи 109 Уголовного кодекса РФ). Ершов проведет два года в колонии-поселении, и еще на два года лишен права заниматься врачебной деятельностью по специальности "реаниматология и анестезиология".

Приговор, вынесенный судьей Свердловского районного суда Алексеем Крайновым, стал логическим продолжением решения Мотовилихинского районного суда по гражданскому иску родственников погибшей Елены Кащеевой. Непрофессиональные действия врачей частной "Клиники доктора Файнштейна" впервые были оценены судом в значительную сумму - два миллиона рублей.

Установлено, что до операции в частной клинике ООО "Файн групп" ("Клиника доктора Файнштейна") пациентка долго лечилась от бесплодия и планировала беременность. После очередного обследования врачи утверждали, что необходимо срочно сделать лапароскопию - операцию без разреза брюшной полости путем закачки газа, позволяющую провести высокоточную диагностику состояния внутренних органов. Елена Кащеева, поверив обещаниям врачей, - что на послеоперационное восстановление потребуется не более двух-трех дней, заключила договор с клиникой и заплатила за медицинскую услугу 12 тысяч рублей.

Операцию проводила бригада специалистов в составе врача-гинеколога Дмитрия Гончарова (он заведует гинекологическим отделением одной из пермских больниц и подрабатывает в частной клинике), ассистента Петра Санникова, анестезиолога-реаниматолога Ильи Ершова и двух медсестер.

Во время операции бригада врачей клиники подала сжатый воздух в брюшную полость пациентки под слишком высоким давлением. Как позднее выяснили следователи, был допущен комплекс ошибок, приведших к трагедии. Во-первых, был применен неадекватный наркоз - кетанал вместо препарата из класса морфиновых. Во-вторых, параметры аппарата искусственной вентиляции легких были завышены в два раза. В-третьих, во время операции не контролировалось состояние сердечно-сосудистой системы пациентки. Ну и самое главное: аппарат, при помощи которого закачивался сжатый воздух, не был оборудован датчиком давления, и его врачи контролировали фактически на глазок!

- Во время операции из-за нарушения Ершовым методики диагностики и оперативного реагирования на изменение состояния пациентки, неграмотного и неполного оказания им медицинской помощи наступили необратимые последствия, повлекшие нарушение процесса дыхания, - докладывала в суде по уголовному делу представитель обвинения Оксана Никифорова. - В связи с возникшими во время операции осложнениями в частную клинику была вызвана "скорая" медицинская помощь. Но, несмотря на принятые реанимационные мероприятия, проводившиеся медицинскими сотрудниками "скорой" помощи, спасти жизнь пациентки не удалось.

В результате непрофессиональных действий медиков девушка получила не совместимые с жизнью повреждения легких, сердца, отек мозга. Пациентка была помещена в реанимационное отделение ГКБ № 2, где через два дня скончалась.

Последовавшая за этим инцидентом проверка позволила выяснить, что частная клиника не имела лицензии на осуществление стационарной медицинской помощи, в том числе при осуществлении специализированной медицинской помощи по акушерству и гинекологии, эндоскопии. Также не было лицензии на хранение и использование наркотических средств и анальгетиков. Аппарат Olimpus не был снабжен датчиком для регистрации внутрибрюшного давления.

После удовлетворения гражданского иска матери погибшей женщины, Лилии Кащеевой, в Свердловском районном суде Перми началось рассмотрение уголовного дела в отношении анестизиолога-реаниматолога Ильи Ершова, участвовавшего в роковой операции. И впервые за многолетнюю практику рассмотрения в судах Перми уголовных дел о врачебных ошибках медик получил реальный срок.

- Я считаю, что наказание Ершову должно быть более суровым, - говорит мать Елены Кащеевой Лилия Кащеева. - Тем более что свою вину врач так и не осознал. На суде он вел себя вызывающе и отказывался признавать свою вину. И вообще с октября 2009 года, когда умерла моя дочь, передо мной по-прежнему никто не извинился, не покаялся, не выразил элементарного сочувствия.

Врач Илья Ершов уже подал кассационную жалобу на вынесенный ему приговор в Пермский краевой суд. Но родственники погибшей Елены Кащеевой намерены бороться до конца. Мало того, во время долгого расследования причин смерти молодой пациентки в деле появились новые медицинские экспертизы, которые указывают на вину не только анестезиолога Ершова, но и на халатность руководителя бригады хирургов - гинеколога Дмитрия Гончарова.

- Он до сих пор работает в медсанчасти № 133, - говорит Лилия Кащеева. - Я считаю, что он также должен быть наказан, и намерена обязательно написать заявление в следственные органы с просьбой возбудить уголовное дело в отношении Гончарова, который руководил операцией. Просто на момент возбуждения дела против анестезиолога Ершова еще не были готовы экспертизы, указывающие на вину гинеколога.

Даже эксперты краевого министерства здравоохранения, Росздравнадзора и бюро судебно-медицинской экспертизы, участвовавшие в рассмотрении дела о гибели Елены Кащеевой, не стали вопреки традиции проявлять свою корпоративную солидарность и однозначно подтвердили факт грубой профессиональной ошибки. Изъятые из клиники документы, показания свидетелей, сложные медицинские экспертизы - все указывает на вину частных медиков.

комментарий

Евгений Козьминых, директор Пермского медицинского правозащитного центра:

- Уголовные дела по врачебным преступлениям в Пермском крае возбуждаются крайне редко – примерно раз или два в год. Но решение по уголовному делу Ершова – первое, которое завершилось осуждением врача к реальному сроку наказания. До этого выносились только условные наказания, хотя статья 109 УК РФ предусматривает лишение свободы на срок до трех лет. Радует, что в последние годы в судах рассматривается все больше исков к врачам и медицинским учреждениям. Хотя по-прежнему не все решаются отстаивать свои права, и не всегда возбуждаются уголовные дела. Суммы компенсаций, которые добиваются пострадавшие истцы, растут. Уже немало решений судов по гражданским делам, по которым за причинение смерти или тяжкого вреда здоровью больницы должны выплатить миллион или даже больше рублей. В случае со смертью Елены Кащеевой суд, скорее всего, обратил внимание на то, что погибла молодая женщина, которая не имела никаких тяжелых хронических заболеваний.

Должностные преступления Суд Пермь Пермский край