15.09.2011 00:42
Экономика

В Беларуси комбайнеры теперь питаются в передвижных столовых

Белорусские механизаторы теперь обедают в столовой на колесах
Текст:  Татьяна Григорович Лариса Ионова Александр Полосмак
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №35 (519)
Читать на сайте RG.RU

Полдень, пора перекусить. Завидев пылящий по проселочной дороге "пазик", комбайнер и его помощник спускаются из кабины и довольно потирают руки - обед едет! Чумазый автобус подкатывает к кромке поля, из него выходит повар, наливает из бака борщ. Экипаж садится прямо на траву у обочины и под стрекотание кузнечиков дружно стучит ложками по тарелкам...

Романтика? Прошлый век! Другое дело - прямо в поле сесть за стол, застеленный чистой скатертью, и, откинувшись на мягкую спинку сиденья, ждать, когда тебе подадут горячие, с пылу с жару, блюда. Соль, перец, салфетки, аккуратные шторки на окнах - типичная столовая. Только мобильная. Таким подарком завод "МАЗ-Купава" порадовал работников своего филиала "Купава-Агро". И хоть сегодня готов помочь всем другим предприятиям обеспечить питание комбайнеров, механиков, водителей, агрономов и прочих сельских тружеников в буквальном смысле с колес.

...С водителем Михаилом Марковским выезжаем из Минска. Вообще автомобиль-столовая уже две недели работает в хозяйстве в Березинском районе, но в выходные новинку представляли публике в День города. Теперь машина возвращается к трудовым будням. ГАЗ-3308, на шасси которого установлен кузов-столовая, по трассе идет степенно. Впрочем, это же не гоночный болид. Зато можно доставлять обеды туда, где вообще нет никаких дорог.

- Машиной очень доволен, - улыбается Михаил Марковский. - Я всю жизнь за рулем, 35 лет уже баранку кручу. Раньше возил обеды на "ПАЗе", так на нем весной и осенью по полю не проедешь! Чуть грязь - сразу буксует. Приходилось постоянно трактористов от работы отрывать, чтобы вытянули. А здесь лебедка есть и полный привод. К дереву прицепил - сам себя вытащил. Еще и трактору застрявшему, если понадобится, силы хватит помочь. И солярки эта машина "ест" немного - 18 литров на сотню, а "пазику" 28 еле хватало...

За готовыми блюдами заезжаем в кафе в райцентре Березино. Чтобы борщ, картошка и колбаски не остыли, их ставят в специальные термоконтейнеры. Берем на борт разъездного повара Алену Бердникович - и дальше в путь, к проголодавшимся комбайнерам. Алене передвижная столовая нравится: есть где развернуться, куда посуду поставить. Единственное, шумновато. При езде по асфальту шипованные шины издают не самый приятный для уха звук. Но как только автомобиль сворачивает на проселок, понимаешь, что этот дискомфорт ему можно простить. Не машина - вездеход.

Наш водитель лихо заруливает прямо на кукурузное поле, и через минуту в кузов-столовую уже поднимаются работники "Купавы-Агро". Вместе с нами получается семеро желающих отобедать. Садимся за два столика. Вообще кузов разделен на блоки: для еды и для отдыха. Но столы есть в обоих, так что одновременно мобильная столовая может принять "на борт" до 11 человек.

- В этом сезоне мы обслуживаем так 22 работника, по 4 - 5 на каждом объекте. От одного поля до другого 5 - 8 километров, - подсчитывает директор филиала "Купава-Агро" Андрей Зубарь. - Сельчане уже оценили удобство нового автомобиля. Тут и кран есть - руки помыть, и автономное отопление на случай холодов. Система, кстати, на дизельном топливе работает. На час всего пол-литра надо. Вообще сама идея сделать такую машину появилась здесь, на месте, а не в кабинетах начальства. Ведь не дело, когда механизаторы на земле сидят и миску с едой на коленях держат. Мы предложили, и буквально за месяц этот автомобиль-столовая был готов. Сейчас уже четыре соседних хозяйства, на нас посмотрев, и себе такие же захотели.

Их нетрудно понять. Ведь эта техника не только приятный "бонус" для работников, но и реальная экономическая выгода.

- Во время уборочной и посевной такая машина просто необходима, - уверен заместитель генерального директора "МАЗ-Купава" по производству и маркетингу Олег Ракач. - Во-первых, получается значительная экономия времени. Не нужно развозить рабочих по домам, а потом ждать, чтобы привезти обратно. Да и автобус, который занимался подвозом, можно использовать рациональнее. Во-вторых, от комфорта еще никто не отказывался. А комплектация может быть разной, в зависимости от пожеланий заказчика. Газовая плита, холодильник, микроволновка, душ, горячая вода, туалет, телевизор - любой каприз. В основном с передвижной столовой будем ориентироваться на рынки Беларуси и России. Правда, в РФ специфика сельского хозяйства немного другая, но мы это учтем. На российском рынке конкуренты с каждым годом все серьезнее, а значит, и требования к нашей продукции жестче. Тем не менее именно к нам Минздравсоцразвития России обратился с идеей разработки полуприцепа для мобильной станции переливания крови. Первый образец с двумя отделениями для приема и хранения крови ушел 10 сентября. Еще 12 таких же планируем поставить в октябре - ноябре. Для россиян изготавливаем и прицепы для 3D-кинотеатров.

Вообще каждый месяц наши специалисты разрабатывают 2 - 3 модели кузовов и прицепов. На изготовление новой продукции уходит примерно два месяца: месяц на разработку и документацию и столько же - на производство. Объемы? Любые в пределах возможности завода.

Конечно, накормить всю Беларусь, а тем более Россию с колес в ближайшем будущем вряд ли удастся. Но ясно одно - к такому уровню "полевого" сервиса нужно стремиться. Наши сельчане эти удобства заслужили.

а как в России?

На юге страны комбайнеров и механизаторов кормят в основном по старинке. Как рассказали нам в минсельхозпроде Ростовской области, новинок, подобных белорусской мобильной кухне, в регионе нет. Чиновников интересуют больше цифры. В хозяйствах говорят, что у них организованы столовые, на отдаленных участках - полевые станы. По словам Андрея Иванова, исполнительного директора ООО "Заря Дона", что в Октябрьском сельском районе Ростовской области, механизаторы, которые работают поблизости, заезжают в столовые, которые разбиты прямо в поле, под сенью лесополос. Здесь кормят свежими наваристыми борщами и мясом с картошкой и в обед, и в ужин, потому что в страду работы идут дотемна, до девяти часов вечера. Кстати, стоимость такого полного обеда - всего десять рублей. Здесь же наполняют горячими блюдами термоса, и их развозит обычный рабочий "уазик" непосредственно к комбайнерам на отдаленные участки.

Но такая благодать далеко не во всех хозяйствах. Во многих небольших предприятиях сетовали на падение объемов производства, и здесь уже не до тех полевых обедов, которые так организованно устраивались в прежние времена, когда на послеполуденный перерыв приезжали и агитбригады с концертами, и районное руководство, и решалась масса житейских вопросов. Единоличник-фермер птица вообще неорганизованная, и чем он живет-кормится, порой неведомо и ближайшим соседям. По крайней мере областная ассоциация крестьянско-фермерских хозяйств такой вопрос, как подвоз питания на хлеборобные поля, вообще даже и не рассматривает, считая его неактуальным. "У нас в поселении одни только фермерские хозяйства, и каждый отвечает сам за себя", - сказала "СОЮЗу" глава Роговского сельского поселения в Егорлыкском районе Надежда Безбудько. А в Астраханской области главный урожай собирают в Волге, вдоль нее и находятся рыболовные артели всех мастей, с нее, Волги, и кормятся. Поэтому, как заметил глава села Чаган Михаил Лебедев, организовывать питание нужды просто нет.

АПК Союзное государство России и Беларуси