Ричи Блэкмор приезжает в Москву и Санкт-Петербург в рамках мирового тура Autumn Sky. От зрителей он потребовал, чтобы те, кто купит билеты в первые ряды, усаживались на свои места только в костюмах эпохи Возрождения или Средневековья. Это условие даже оказалось в райдере группы, присланном в адрес организаторов гастролей по России. Не мудрено, ведь за последние годы создатель Deep Purple и Rainbow сильно изменился. Зато выучился играть на виолончели, домре, мандолине. И даже на колесной лире.
В Москву Ричи Блэкмор решил прилететь заранее, за два дня до первого концерта - об этом вчера обозревателю "РГ" рассказали менеджеры гастролей. Специальной культурной программы для себя музыкант не затребовал. Однако наверняка воспользуется свободным временем для прогулок по Москве и, возможно, изучения российской культуры и архитектуры. В этих вопросах экс-гитарист Deep Purple и Rainbow уже не новичок - в 2008 году он включил в альбом Secret Voyage собственную обработку русской народной песни "Виновата ли я". Озаглавил ее, впрочем, по-английски - Toast To Tomorrow. Но сыграл очень близко к оригиналу.
В нынешнем туре Blackmore s Night собственную версию русской народной мелодии еще не исполняли. Но так как трек-лист нынешнего тура в городах Европы Ричи изредка меняет - по настроению и просьбам зрителей, то, возможно, сыграет "Виновата ли я" для российской публики. 23 сентября в Москве или уже через день в Санкт-Петербурге. Впрочем, в нынешнем туре настроение у Блэкмора позитивное и креативное. Есть отчего.
В этом году легендарному музыканту исполнилось уже 66 лет, но год назад у него родилась первая дочка, которую он назвал Autumn Esmeralda (если дословно, то - Осень Эсмеральда). Вдохновленный таким событием снова "молодой отец" (у Ричи Блэкмора есть сын от первого брака Юрген - гитарист, ныне играющий в современной инкарнации Rainbow) записал в честь дочери альбом, который озаглавил Autumn Sky. И отправился в честь этого в мировой тур...
Дочка осталась дома с няней, а Ричи Блэкмор и Кэндис Найт - его жена и коллега по группе (отсюда и ее название Blackmore s Night - производное от двух фамилий) колесят по странам с новыми песнями. Но кто-то, наверное, ходит на их концерты не только ради музыки - все участники коллектива выглядят на сцене как менестрели из Средневековья. У самого Блэкмора уже сформировалась внушительная коллекция камзолов, сапог, шляп и кафтанов. Именно в таких нарядах выйдут на сцену и все участники Blackmore s Night. Причем состав будет как никогда внушительным - всего вместе с Ричи и Кэндис в составе группы теперь уже девять музыкантов. При этом и состав инструментов очень внушительный. Есть и мандолина, и гитары, и перкаш, и виолончель. Ведь все последнее десятилетие знаменитый гитарист только и делал, что все дальше удалялся от традиций хард-рока и электрической музыки.
Музыкант, который фактически создал новую школу в роке, отстаивая принципы атакующей гитарной игры (с 1970-х он приобрел массу поклонников и учеников, коими себя числят и Стив Вай, и Ингви Мальмстин, и Джо Бонамасса), с 1993 года все дальше углублялся в средневековую музыку и искусство барокко.
Во многом это произошло благодаря Кэндис Найт. Когда они познакомились (18-летняя журналистика разыскала 44-летнего рокера во время футбольного матча и попросила у него автограф, а в итоге они проговорили в баре до 6 утра). Это из-за ее увлечений искусством Возрождения Ричи Блэкмор и покинул Deep Purple. Тогда, 17 ноября 1993 года, во время концерта в Хельсинки, он заявил со сцены о том, что "распускает Deep Purple - ради того, чтобы играть совсем другую музыку, даже не такую, как в Rainbow.
Но Deep Purple остались существовать и без него. А сам Ричи Блэкмор, кажется, с каждым годом все больше забывал и про свою славную группу, и про то, что прежде лихо играл на электрогитаре. Совершенствовался в игре на лютневой гитаре и все больше погружался в музыкальную культуру Возрождения вслед за любимой женой. Прорыв состоялся в 2008 году - на альбоме Secret Voyage Ричи Блэкмор (чья фамилия на русский может переводиться как "очень черный") снова взял в руки электрогитару. Но звучала она очень эпизодически. Однако в новом релизе Autumn Sky музыкант уже намного чаще обращается к инструменту, за который его так любили и ценили миллионы меломанов по всему миру. А в треках Highland, Believe in Me, и Keeper Of The Fame уже снова играет вполне развернутые соло. И хотя диск в целом получился балладным и очень красивым по чувствам, образам и мелодиям, Autumn Sky наконец-то соединяет двух разных Блэкморов - того, каким он стал в XXI веке - влюбленным менестрелем, с почти тем, кем он был в 70-80-е - одним аккордом поднимавшим на ноги 80-тысячные стадионы. Но все-таки пока это не рок-альбом, а вновь - красивая и романтичная музыка, в основном акустическая и очень уникальная для современного шоу-бизнеса.
В новом диске Ричи Блэкмор даже вспомнил и классику рок-музыки 60-х - исполнил кавер-версию песни Celuloid Heroes легендарного английского квартета Kinks, но аранжировал ее в традициях музыки барокко. При этом и Кэндис поет теперь более величественно, распевно и не ударяясь больше в копирование исторических идиом, а предпочитая делать акцент на лиричность, теплоту чувств и искренность вокальной подачи. И так получается намного органичнее, душевнее, да и понятнее для большой аудитории.
Может быть, и поэтому тоже впервые за долгие годы Ричи Блэкмор, прежде эпизодически исполнявший на концертах классику Deep Purple, в частности пространную философскую балладу Child In Time, вновь оценил ту музыку, на котрой взрастал его талант. И доверил Кэндис Найт петь теперь уже от женского лица рок-хиты. В нынешем туре регулярно звучит баллада Soldier Of Fortune, в которой Кэндис дотягивается по страсти и обертонам до первого исполнителя этого трека Дэвида Ковердейла. А также - эпизодически и славные композиции из репертуара группы Rainbow. И правильно.