20.09.2011 00:45
Экономика

Владимир Гутенев: Россия нуждается в повторной индустриализации

Только опережающее развитие машиностроения позволит России конкурировать в глобальной экономике
Текст:  Евгения Решетникова
Российская Бизнес-газета - Промышленное обозрение: №33 (815)
Читать на сайте RG.RU

Государство за последние два года профинансировало машиностроение более чем на 400 миллиардов рублей. Эти ресурсы пошли на прямую помощь предприятиям, субсидирование ставок и предоставление госгарантий по кредитам. Главных проблем отрасли эти финансовые вливания не решили. О том, какие проблемы наиболее остро стоят перед машиностроением, и о возможных путях их решения "РБГ" беседует с первым вице-президентом Союза машиностроителей России Владимиром Гутеневым.

- Владимир Владимирович, без решения каких проблем машиностроения невозможно дальнейшее развитие отрасли?

- Существует целая система проблем. Сюда входят износ основных фондов, устаревшие технологии, высокая энергоемкость и низкая энергоэффективность производства, по-прежнему не совсем рациональное управление. Но большую угрозу для развития машиностроения представляют другие аспекты. Это и ухудшение положения с подготовкой кадров, провал в среднеспециальной подготовке, и, что особенно тревожно, сокращение тех заделов, которые до недавнего времени сохранялись в области прикладных и фундаментальных исследований. Бывшие у нас заделы или уже используются зарубежными конкурентами, или технологично устаревают и, соответственно, не дают никаких преференций, что очень сильно снижает конкурентоспособность нашей продукции.

Второй очень значимый фактор - это несформированный или неструктурированный внутренний спрос. Когда мы говорим о низкой производительности труда, то одна из основных проблем - это отсутствие крупносерийного, массового производства. Сегодня ситуация благоприятна для того, чтобы обеспечить нашу промышленность, и прежде всего машиностроение, достаточно серьезными заказами.

Государство выделяет значительные средства в первую очередь на развитие оборонно-промышленного комплекса. А второй очень значимый фактор - это то, что и так немаленький российский рынок с учетом образования Единого таможенного пространства становится еще более привлекательным. Консолидируя этот рынок, мы вполне можем обеспечить и трансферт технологий, и культуру производства. Для этого нужно сформировать наиболее емкие позиции по важнейшим для нас направлениям, заключать с ведущими мировыми производителями соглашения, которыми мы гарантируем им существенную долю рынка в обмен на создание совместных производств с высокой долей локализации. А лучше - с полным трансфертом технологий. Здесь нужно четко придерживаться обязательств как с зарубежными партнерами, так и с нашими партнерами по Единому таможенному пространству, поскольку они вкладывают свою долю рынка в общую копилку и также заинтересованы в развитии собственной производственной базы. Мы абсолютно честно должны пропорциональную долю транслировать для их производства и интегрировать их в наше производство в качестве поставщиков второго-третьего уровня. Создание высокотехнологичных рабочих мест - это одна из самых главных задач.

- Почему сейчас возрастает роль машиностроительной отрасли?

- Государство ставит своей основной задачей ответственную социальную политику. А должный уровень социальной защиты для всего населения России может обеспечить только наличие высокотехнологичного производства. Сырьевая модель экономики неспособна обеспечить достаточное количество рабочих мест с высокими зарплатами. Единственное решение - провести грамотную программу импортозамещения.

- Что должна в себя включать эта программа?

- Для решения задачи необходим комплекс мер. Разовые, единичные усилия неспособны решить проблему. Можно говорить и о важности инвестиционного климата, о кадрах, но речь идет о комплексной задаче. Не в последнюю очередь это меры государственного протекционизма в части тарифного регулирования. Очень важна задача по обеспечению финансовых инструментов. Невозможно конкурировать на рынке высокотехнологичной продукции, не имея возможности опираться на длинные и дешевые государственные деньги. Большинство наших конкурентов, принимающих участие в тендерах на строительство атомных энергоблоков, на поставку сложных и дорогих систем вооружения и военной техники, предоставляют своим агентам, своим компаниям заведомо более льготные условия, чем Российское государство. Мы не можем предлагать длительные отсрочки платежей, лизинговые или кредитные схемы. Большие проблемы с офсетными операциями, поэтому роль государства очень важна. С одной стороны, оно должно обеспечивать приемлемые финансовые механизмы, с другой - заниматься протекционизмом. За сбытом высокотехнологичной продукции стоят новые рабочие места, высокие зарплаты и востребованность инноваций. Машиностроение, а именно его составляющие - космос, оборонная промышленность, дают более половины всех инноваций. Если мы не будем развивать эти отрасли, мы не сможем конкурировать в той глобальной экономике, которая сейчас испытывает серьезные проблемы.

Кризис 2008 года не завершился. И к весне 2012 года для России и развивающихся рынков, к лету - для Европы и к осени - для США, может наступить очень жесткий сценарий. И нам надо быть к этому готовыми. Если такие большие экономики, как китайская, уже переключают производство на внутренний спрос, то у нас нет такой емкости рынка. Конкурентоспособность нашей продукции носит излишне фрагментарный характер. Уже сейчас необходимо заниматься разработкой комплексных программ, где присутствует серьезный мультипликативный эффект. Мне кажется, что увеличение темпов жилищного строительства дало бы чрезвычайно позитивный эффект не только для производителей строительной и дорожной техники, но и тем машиностроительным предприятиям, которые производят технологическое оборудование для производства стройматериалов, и целому ряду других цепочек. И очень важно, чтобы государство осуществляло продуманную и выверенную промышленную политику.

Я не выступаю против развития сырьевых отраслей. Мне непонятны экономисты и политики, говорящие о "нефтяном проклятии". Напротив, богатство недр - благо для России. Добывающая и перерабатывающая отрасли могут стать драйвером для нескольких подотраслей машиностроения, в том числе для нефтегазового машиностроения.

Проблема в том, что норма рентабельности в сырьевых отраслях значительно выше, чем в машиностроении. Пока технологическая продукция не будет сопровождаться адекватной прибылью для предприятий, приоритетными направлениями, в том числе и для зарубежного инвестиционного потенциала, будут сырьевые отрасли. Поэтому государству очень важно использовать меры налоговой политики, финансовые инструменты. Без эффективной работы подобных государственных инструментов очень сложно рассчитывать на кардинальные изменения в высокотехнологичных производствах.

Существует еще одна проблема - проблема ведомственных интересов. В последнее время тема заключения гособоронзаказа стала чрезвычайно болезненной для машиностроения. Поскольку оборонная промышленность является традиционным технологическим лидером в машиностроении, мы сталкиваемся с ведомственными интересами министерства обороны, с одной стороны - заинтересованного в минимальных ценах на продукцию российских предприятий, а с другой - у него абсолютно отсутствует желание участвовать в финансировании не только перспективных исследований, но и в финансировании НИОКР. Очень низкая рентабельность предприятий оборонной промышленности не позволяет им решать две основные задачи. Это отсутствующая инвестиционная составляющая, которая должна направляться на техническое перевооружение, это инновационная составляющая, которая должна направляться на поисковые, исследовательские и опытно-конструкторские работы, на вовлечение в процесс как академических, так и отраслевых институтов. Уровень рентабельности должен быть не ниже 15% - об этом сказал премьер-министр Владимир Путин, выступая на съезде Союза машиностроителей в Тольятти в мае этого года.

- Как добиться такого результата?

- Здесь необходимы не только воля и понимание проблемы у руководства страны. Должен быть правильно сформирован запрос у гражданского общества. В этом году сложилась неблагоприятная ситуация с боеприпасной отраслью. Даже те небольшие объемы, которые были прописаны в утвержденном президентом гособоронзаказе, не выполняются. Бесконечное продление сроков хранения боеприпасов повышает риски по эффективности их использования. К тому же серийное производство и квалифицированный персонал не терпят неритмичности.

В случае отсутствия заказов предприятия в первую очередь покидают наиболее квалифицированные и талантливые специалисты, а восполнить их потерю потом чрезвычайно сложно, поскольку нарушена система подготовки кадров.

В последнее время не так много и значимых проектов, на которых молодые специалисты могли бы учиться. Если мы посмотрим, как складывается судьба выпускников технических колледжей, то мы увидим, что, в связи с призывом в Российскую армию, они не приходят на предприятия, потому что они не успели закрепить теоретические знания практической работой. Отслужив в армии и не имея тесных связей с каким-либо предприятием, шансов поступить на работу у них практически нет. Поэтому было бы целесообразно предоставлять отсрочку выпускникам учебных заведений от призыва сроком до года, если они идут работать по специальности. Если мы дадим человеку такую возможность, то, по нашим оценкам, до 40% увеличится количество молодых людей, которые после службы в армии вновь вернутся на предприятия. В этом и заключается эффективность использования бюджетных средств.

- Как эффективно внедрить инновации в машиностроении?

- Конечно, не у всех отраслей получается внедрять инновации, но у некоторых это выходит очень хорошо. Мы видим серьезные успехи, которые демонстрирует холдинг "Вертолеты России", ежегодно увеличивающий объем выпускаемой продукции на 10-15% и поставивший перед собой амбициозную задачу - занять 15-17% мирового рынка в количественном показателе. Следует учесть, что вертолеты, которые производят наши предприятия, это в основном средние и тяжелые. Поэтому в стоимостном выражении доля рынка будет значительно больше. И это абсолютно реалистичные планы.

Дело в том, что инновации не ценны сами по себе. Я бы сказал, что инновации без гарантированного успеха на внедрение их в производство даже опасны.

- В чем заключается их опасность?

- Мы сталкиваемся с тем, что если, затратив бюджетные деньги, средства с участием бизнеса в рамках ГЧП, сформировав некие инновационные решения, повышающие конкурентоспособность продукции, мы не используем их сами, то с большой долей вероятности, спустя небольшой промежуток времени, они будут использованы нашими конкурентами. Локальные инновации, которые улучшают потребительские качества не конечного товара, а некой комплектующей, тоже несут определенные угрозы. Инновации должны быть целевые, и их необходимо создавать в тех точках потенциального роста, где мы можем выходить на производство конечной продукции, которая была бы конкурентоспособна. Если же мы финансируем некое инновационное развитие, не обеспечивая использование собственной продукции, то мы формируем для себя угрозы в перспективе.

- Как решается проблема дефицита кадров для инновационного производства?

- Государство сейчас нуждается в реиндустриализации через реинновации. Я считаю, что наиболее перспективным был бы механизм повторной индустриализации, когда государство вместе с бизнесом и институтами гражданского общества определили бы в рамках промышленной политики те приоритетные направления развития, которые сформируют емкий внутренний рынок, имеющий и экспортный потенциал.

Внутренний рынок должен быть направлен на импортозамещение и на трансферт технологий через предоставление рынка для зарубежных партнеров. Это позволило бы получить у ведущих производителей различные ноу-хау, инновационные решения, которые нам недоступны. Очень важно, чтобы при выборе этих точек мы могли бы сопрягать не только потребности нашего внутреннего рынка в этом товаре, но и имеющийся научный и технологический задел. Если мы, просто проведя реиндустриализацию и развивая у себя производство, привлечем пусть даже самые современные на нынешнем этапе зарубежные инновации, то все равно будем отставать на один шаг и всегда будем в роли догоняющего. Вот эта догоняющая траектория развития и не позволит нам получить желаемую долю внешнего рынка.

Мы должны, используя технические заделы, которые у нас есть, привлекая современную технологию, концентрируя финансовые ресурсы, выходить на опережающую траекторию развития именно в этих точках. Опережающая траектория развития не только поможет сохранить высокое качество выпускаемой продукции для внутреннего рынка, но и обеспечит ее конкурентоспособность за рубежом. Это позволит формировать новые высокодоходные рабочие места и обеспечит участие отрасли в значительном формировании доходной части бюджета.

Промышленность