20.09.2011 00:44
Экономика

Сергей Кудряшов: Вложения в нефтегазовый комплекс РФ выросли до 2 трлн рублей

Модернизация нефтегазовой отрасли требует изменения в фискальной политике
Текст:  Ирина Фурсова
Российская Бизнес-газета - Промышленное обозрение: №33 (815)
Читать на сайте RG.RU

Почти половина всех доходов федерального бюджета нашей страны, а это более четырех триллионов рублей, формируется благодаря поступлениям нефтегазового комплекса. Сегодня перед отраслью стоит немало масштабных задач, от решения которых во многом зависит дальнейшее развитие экономики страны. О них "РБГ" рассказывает заместитель министра энергетики РФ Сергей Кудряшов.

- Сергей Иванович, несколько слов о перспективах добычи нефти и газа в России в этом году. И каков вклад в общую добычу новых месторождений?

- Сначала озвучу некоторые основные задачи. Во-первых, это поддержание добычи в традиционных нефтегазовых провинциях и переход к освоению новых территорий. Во-вторых, модернизация российской нефте- и газопереработки: увеличение глубины переработки нефти и качества выпускаемых нефтепродуктов до соответствующих современным требованиям, увеличение степени использования попутного газа, увеличение переработки газа и т.д.

Успешное решение данных задач во многом зависит от привлечения инвестиций в отечественную нефтегазовую отрасль. Только за 2010 год вложения в нефтегазовый комплекс (НГК) увеличились на четверть - примерно с 1,6 до 2 триллионов рублей. Как результат уже в первом полугодии 2011 года мы наблюдали рост добычи сырья. Этому во многом способствовало введение льготного налогового режима для новых перспективных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также формирование транспортной инфраструктуры в районе новых месторождений.

Проиллюстрирую сказанное: в первой половине 2011 года суммарный объем национальной добычи нефти увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,8 млн т (плюс 1,1%) и составил в абсолютном выражении 252,4 млн т; среднесуточный уровень нефтедобычи за месяц превышал аналогичные показатели прошлого года в среднем на 15,5 тыс. т и поддерживался в пределах от 1390,5 до 1400,1 тыс. т, что является абсолютным максимумом добычи за весь постсоветский период.

Наибольший прирост добычи достигнут в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. В 2011 году в регионе произведено 27,1 млн т нефти, что было обусловлено ростом добычи на основных крупных месторождениях - Ванкорском, Талаканском, Верхнечонском и Алинском. При сохранении текущих темпов освоения новых месторождений на востоке страны добыча нефти по итогам 2011 года составит, по нашим подсчетам, 509 млн тонн! Это означает, что мы выйдем на запланированное нами плато в 505-510 млн тонн нефти в год.

- Что вы могли бы сказать о тенденциях в сфере глубокой переработки нефти и обновления нефтеперерабатывающих мощностей в России? В этих позициях РФ пока проигрывает не только странам G8, но и многим странам ОПЕК...

- Важнейшей проблемой российской нефтепереработки на сегодняшний день является преобладание объемов первичной переработки над объемами вторичной. Для сравнения: объем переработки в 2004 году составлял 194,1 млн т, в 2010 году - 248,8 млн т. Более 28% - вроде бы впечатляющий прирост. Но средняя глубина переработки на российских НПЗ только в 2009-2010 годах снизилась на 0,7%.

Основной вклад в прирост валового объема нефтепереработки внесло растущее опережающими темпами производство темных нефтепродуктов. По нашим данным, производство мазута в 2005-2010 годах увеличилось на 28,7%, причем внутреннее потребление этого продукта самой низкой глубины переработки за тот же период снизилось с 17,2 до 13,9 млн т. Рост же производства автобензинов отставал от темпов внутреннего потребления. Объем их производства в 2005 году составлял 32 млн т, в 2010 г. - 36,1 млн тонн (плюс 12,8%), а внутреннее потребление за тот же период выросло более чем на 22%.

Это говорит о том, что в настоящее время перед нефтеперерабатывающей отраслью стоит задача перевода объемов производимого мазута, вакуумного газойля и других темных нефтепродуктов в более качественные и дорогостоящие светлые нефтепродукты. Уверен, что у нас большой потенциал в этой сфере.

- Расскажите, пожалуйста, о мерах государственной поддержки модернизации нефтеперерабатывающей отрасли. Требуются ли здесь изменения в фискальной политике и таможенно-тарифном регулировании? И несколько слов о "пакете 60/66".

- Сегодня перед государством и нефтяными компаниями стоят три главные цели, от успешного достижения которых зависит решение задач модернизации нефтеперерабатывающей отрасли. Во-первых, это формирование экономических стимулов для повышения глубины нефтепереработки. Во-вторых, обеспечение условий для исключения возможного дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке. Ну и, наконец, в-третьих, стимулирование выпуска топлива, соответствующего высоким экологическим требованиям.

Какие меры предлагает минэнерго для достижения поставленных целей? Прежде всего это меры экономического стимулирования. Поставка высококачественного топлива на внутренний рынок должна стать гораздо более привлекательным занятием, чем вывоз полуфабрикатов.

В этой связи минэнерго сформировало пакет 60/66, предусматривающий меры по корректировке ставок таможенного регулирования. Его основной смысл - стимулировать инвестиции в более глубокую переработку нефти путем увеличения дифференциала между сырьем для углубляющих процессов (вакуумный газойль, мазут) и корзиной продуктов на выходе (компоненты бензина, СУГ, дизельное топливо).

Дополнительно к этому нами был проработан вопрос о дифференциации акцизов. В частности, предлагается повысить фискальную нагрузку на топливо низких экологических классов.

Компании, которые уже инвестировали в модернизацию и будут производить топливо более высокого экологического класса, получат реальные экономические преимущества. Для остальных эти меры будут мощным стимулом к модернизации и техническому перевооружению. Согласно нашим данным, российские нефтяные компании до 2015 года должны ввести в эксплуатацию 91 установку вторичной переработки, инвестировав более 570 млрд руб. в модернизацию НПЗ.

Реализация комплекса предложенных мер позволит к 2015 году решить задачи модернизации российской нефтепереработки, а именно обеспечит выход светлых нефтепродуктов в объеме 172,1 млн т (67,5% от всего объема производства). Уверен, что решение данной масштабной задачи не только устранит угрозу дефицита топлива в нашей стране, но также переведет российскую нефтепереработку на иной качественный уровень производства - выпуск нефтепродуктов, соответствующих современным экологическим стандартам, что, в свою очередь, положительно отразится на жизни граждан России.

- Каковы основные планы развития газо- и нефтехимии в РФ?

- Одним из наиболее перспективных направлений развития нефтегазового комплекса в современных условиях является газонефтехимическая отрасль, выпускающая продукцию высокого передела. Эта та отрасль производства, которая, пожалуй, более всего открыта для модернизационных и инновационных процессов. Мы же, в свою очередь, стремимся к тому, чтобы наиболее полно раскрыть потенциал российской газо- и нефтехимии.

Предложенный нами план развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года основан на кластерном подходе. Ключевые инвестиционные проекты будут реализованы в рамках шести нефтегазохимических кластеров, сформированных по географическому признаку: Западно-Сибирского, Поволжского, Каспийского, Восточно-Сибирского, Северо-Западного и Дальневосточного. Базой каждого кластера станут крупные пиролизные мощности, вокруг которых будут построены производства пластиков, каучуков, продукции органического синтеза, а также предприятия по изготовлению конечных изделий из продуктов нефтегазохимии.

В период до 2020 года компании планируют ввести в эксплуатацию несколько крупных пиролизных производств и одно крупное производство по дегидрированию пропана. В результате ввода новых и расширения существующих пиролизов их совокупная мощность по этилену составит около 15 млн т в год (текущий уровень - 3 млн т в год). Отечественные предприятия станут более конкурентоспособными на мировом рынке, возрастет экспорт высококачественной полимерной продукции, и прежде всего крупнотоннажных полимеров - полиэтилена и полипропилена. Наконец, в случае реализации всех нефтегазохимических проектов существенно возрастет ежегодный вклад нефтегазохимических предприятий в ВВП, повысится объем налоговых поступлений, и будет создано несколько тысяч новых рабочих мест.

- Как вы оцениваете конкурентоспособность РФ на мировом рынке сжиженного природного газа (СПГ) сегодня и в ближайшей перспективе? Каковы тенденции спроса на СПГ в России?

- Сжиженный природный газ - это уникальный по своим энергетическим, экологическим свойствам продукт, который может стать основой гибкой коммерческой системы реализации природного газа, не зависящей от стран-транзитеров и удаленности потребителей от магистральных трубопроводов.

Сегодня глобальная индустрия сжиженного природного газа стала неотъемлемой частью международной газовой промышленности. Товарооборот СПГ по сравнению с поставками сетевого газа увеличивается опережающими темпами - это 10-12% в год. Такие уверенные темпы говорят о том, что уже к 2015 году можно ожидать двукратного увеличения рынка СПГ.

Россия, безусловно, рассматривает индустрию СПГ в качестве важного сегмента общей энергетической стратегии и намерена последовательно наращивать свое присутствие на мировом рынке СПГ. Перспективы экспорта российского СПГ связаны с проектами освоения месторождений острова Сахалин (проект "Сахалин-2"), с заводами по сжижению газа в рамках проектов освоения Южно-Тамбейского месторождения полуострова Ямал (проект "Ямал-СПГ") и Штокмановского газоконденсатного месторождения.

В настоящее время у нас уже действует завод по производству СПГ мощностью 9,6 млн т в год на Сахалине. Утвержден Комплексный план по развитию производства СПГ на полуострове Ямал (проект "Ямал-СПГ"). Хочу особо отметить уникальность данного проекта. Именно Ямал с его потенциальными ресурсами и запасами газа является перспективной основой замещения падающей добычи Надым-Пур-Тазовского региона и обеспечит в долгосрочной перспективе как потребности в газе российских потребителей, так и гарантированное исполнение уже имеющихся долгосрочных международных контрактов.

В настоящее время доля России на мировом рынке СПГ с учетом мощности проекта "Сахалин-2" составляет около 5%, и мы будем наращивать данный показатель. Согласно Генеральной схеме развития газовой промышленности на период до 2030 года суммарный объем производства СПГ в России может составить к 2020 году свыше 35 млн т/год, а к 2030 году - до 70 млн т/год. Таким образом, учитывая варианты прогнозов мирового спроса на СПГ (по различным оценкам, этот показатель варьируется от 460 до 900 млн тонн к 2030 году), Россия имеет возможность стать одним из крупнейших поставщиков СПГ в мире.

- Какие меры способны стимулировать использование компримированного природного газа (КПГ) и сжиженных углеводородных газов (СУГ) в качестве моторного топлива?

- Тут у нас существует несколько предложений. Они направлены, во-первых, на создание нормативно-правовых основ для развития рынка газомоторного топлива. Во-вторых, нами предложен ряд стимулирующих мер в части налоговых и иных преференций в отношении операторов газомоторного рынка, направленных на оснащение автопарков техникой, работающей на газомоторном топливе, а также развитие сети газовых заправок в городах.

Нефть и газ