Сейчас в России идет процесс становления и укрепления системы обязательного пенсионного страхования, базирующейся на двух способах формирования ресурсов для выплаты пенсий - распределительного и накопительного. Речь идет не о замене или вытеснении одного другим, а об их сочетании, то есть обязательное пенсионное страхование в России продолжает оставаться, по существу, государственной системой, в которой лишь некоторые функции (например, страховщика) предоставлены негосударственным институтам.
Именно такая смешанная пенсионная система лучше других способна диверсифицировать риски. Она уже доказала свою жизнеспособность в кризисных условиях.
По итогам 2010 года отмечен беспрецедентный рост числа граждан, сделавших осознанный выбор в пользу негосударственного сектора в целях формирования накопительной части пенсии. Более 3,5 млн человек перевели свои пенсионные накопления из государственного ПФР в негосударственные пенсионные фонды. Общая численность застрахованных лиц, которые перешли из ПФР в НПФ, достигла почти 11 млн человек, что составляет около 23% тех, на пенсионные счета которых зачисляются накопительные взносы. Это те застрахованные лица, кто реально формирует пенсионные накопления. Как сообщил ПФР, по итогам первого полугодия 2011 года еще более 1,5 млн человек предпочли формировать пенсионные накопления в негосударственных пенсионных фондах. Отмечу также, что совокупные активы негосударственных пенсионных фондов в настоящее время достигли 1,1 трлн рублей, из которых свыше 301 млрд рублей - накопления в рамках обязательного пенсионного страхования.
Провозглашаемый критиками современной пенсионной системы курс на ликвидацию института обязательных накоплений в пенсионном страховании неизбежно приведет к сохранению на перспективу в 20-40 лет "социалистической" уравниловки для всех категорий работающих людей. Призывы придать пенсионным накоплениям только добровольный формат означают принудительное исключение для людей возможности делать пенсионные накопления по обязательным государственным правилам. За счет ликвидации обязательных пенсионных накоплений решить проблему нынешних и долгосрочных финансовых проблем распределительной части пенсионной системы, а также проблему растущего дефицита ПФР невозможно. Средств хватит максимум на два-три года, что подтверждают расчеты ряда независимых экспертов. Это хорошо понимают и противники существующей модели.
Утверждения же о несовершенстве и ненужности накопительного компонента пенсионной системы звучат главным образом из уст чиновников, на чьей совести лежат "белые пятна" в нормативно-правовом регулировании этого компонента.
Уже и Генеральная прокуратура по итогам проверки НПФ указала в своем письме президенту Российской Федерации, что за десять лет так и не решены важнейшие вопросы существования накопительного компонента: отсутствует система гарантий прав застрахованных лиц, не определен принцип сохранности пенсионных накоплений, что в период кризиса привело к разному пониманию начисления результатов инвестирования в ПФР и НПФ, нормативно не установлены механизмы формирования резервов и покрытия возможных отрицательных результатов инвестирования.
Генеральная прокуратура РФ подчеркнула, что до настоящего времени не принят федеральный закон, определяющий порядок финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений, не установлен механизм накопительных выплат негосударственными пенсионными фондами, что препятствует реализации прав граждан. К сожалению, законопроекты, определяющие порядок финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии и рассмотренные в июле в первом чтении, по непонятным причинам не попали в список первоочередных законопроектов для принятия Государственной Думой до предстоящих в декабре выборов.
Если они не будут одобрены, то с января 2012 года выплаты за счет средств пенсионных накоплений производиться не будут. А в будущем году, по информации минздравсоцразвития, право на них будут иметь уже более 4 млн человек.
Национальная ассоциация пенсионных фондов считает, что дальнейшая модернизация пенсионной системы должна проходить не только в поиске дополнительных источников финансирования, но и во взаимной трансформации ее составляющих - распределительного и накопительного компонентов. Не следует противопоставлять их друг другу.