20.09.2011 15:59
Власть

"Правое дело" согласовало список кандидатов в депутаты Госдумы

Текст:  Анна Закатнова
Читать на сайте RG.RU

Собравшись на съезд в третий раз актив "правых" все-таки смог выдвинуть список кандидатов в Думу шестого созыва, хотя проблемы с ним продолжались даже в ходе голосования.

Все делегаты выглядели такими утомленными после недельного выяснения отношений между собой, что на бурные ссоры уже были неспособны. Единственное, что объединяло всех пришедших на съезд, так это категорическое неприятие экс-лидера Михаила Прохорова, о котором не было сказано ни одного незлого слова. Все 75 делегатов, прибывших на съезд, даже недовольные экс-члены СПС (СПС вместе с Демпартией и "Гражданской силой" основало "Правое дело"), даже те делегаты, кто обнаружил себя не на том месте в списке, где хотел, намерены участвовать в выборах и ради этого готовы были забыть о своих амбициях.  

В первую "тройку" списка вошли исполняющий обязанности председателя партии Андрей Дунаев, глава мандатной комиссии съезда Андрей Богданов, и теннисистка Анна Чакветадзе. Остальные семь мест в "десятке" общефедерального списка распределились между Вячеславом Смирновым (Дунаев пояснил, что его предложил Богданов и этот человек "грамотный политтехнолог"), политологом и одним из авторов программного заявления Владиславом Иноземцевым, Валерием Федотовым (предприниматель из Омска, который, скорее всего, возглавит одно из региональных отделений), Александром Лункиным (вице-президент ОПОРЫ), членом Общественной палаты Александром Бродом, бывшим членом СПС Григорием Томчиным, и Вячеславом Мараткановым (это руководитель регионального отделения в Марий Эл).  

Андрей Богданов пояснил "РГ", что кандидатуру Анны Чакветадзе в список предложил он: "Мы давно дружим, у меня сын средний занимается теннисом в школе, где тренируется Анна, ну и когда встал вопрос о том, что надо кого-то молодого, и кого знают, а в "тройку" хорошо бы и девушку, я ее предложил.  Я уверен, что наш список с Анной приобрел очень достойного бойца, и я знаю, что она в своих тренировках будет делать небольшие перерывчики, чтобы время потратить на агитацию за партию". Сама Чакветадзе заявила информагентствам, что хотела "попробовать себя в чем-то новом", а если пройдет в Думу, то хотела бы заниматься проблемами спорта и женщин.

Кроме списка, делегаты утвердили программное заявление партии, которое, впрочем, оставляет больше вопросов, чем ответов. Потому что традиционные для "правых" политические ценности идут в конце списка, а на первом месте социальные, например, борьба с социальным расслоением или требование создать хорошую систему здравоохранения. Те немногочисленные политические требования, которые можно найти в тексте после пристального чтения, по большей части относятся к самой партии, как, к примеру, требование "упростить создание  и регистрацию партий".

Дунаев (он тоже один из соавторов программы) подтвердил, что "это не крайне либеральная платформа". "Мы остаемся оппозиционной партией, - поясняет Дунаев, - но не "второй партией власти" (эту формулировку предлагал Прохоров - прим. "РГ"), а конструктивной оппозицией". То есть, например, "согласиться с позициями премьера как политического руководителя "Единой России" мы не можем", объясняет и.о. председателя "правых", а "президента поддерживаем, например, когда речь идет о модернизации или гуманизации уголовного закона". Андрей Богданов считает, что "Правое дело" является праволиберальной партией.  

Выполнив все формальности по подготовке к выборам в Госдуму, "правые", к сожалению, не могут с такой же легкостью решить свои внутрипартийные проблемы. Хотя Андрей Богданов и заявил "РГ", что ни одно региональное отделение не было потеряно в ходе консультаций к съезду (до этого активно распространялась информация о том, что 25-30 региональных отделений партии, контролируемые экс-членами СПС, могут уйти из партии), совсем без сцен не обошлись. Прямо в ходе голосования по списку Дмитрий Шагиахметов из Кемерова взобрался на трибуну и потребовал удалить из списка свою фамилию: "Я лидер "корзины" в Кемеровской области, но полагаю для себя невозможным находиться в списке с Богдановым и Смирновым. Из партии, которую я создавал, сделали партию жуликов и мошенников". Андрей Дунаев позже заметил, что считает высказывание Шагиахметова некорректным, но в общем, этот демарш не сильно сказался на ходе съезда. Просто переголосовали за список.

Еще одной проблемой остается финансовое положение партии: на счете партии, по словам Прохорова, около 800 млн. рублей, а у теперешнего руководства есть проблемы с доступом к нему. Дунаев сообщил, что не поддерживает со штабом Прохорова никаких отношений, тем более, что "сейчас всплывает огромное количество проблем, инициированных штабом Прохорова". Он также заявил, что не знает точно, о какой именно сумме идет речь, в ближайшие дни руководство "ПД" должно получить документы о смене лица, имеющего право действовать без доверенности, а потом будет проведена инвентаризация собственности, и лишь тогда можно будет свести дебет с кредитом.

Более сложная ситуация возникла сейчас в региональных отделениях, где должны пройти выборы в местные парламенты (4 декабря за них будут голосовать в 27 субъектах федерации). Так, глава подмосковного отделения "Правого дела" Борис Надеждин, отказавшийся войти в список кандидатов в Госдуму, тем не менее, сохранил партбилет и намерен участвовать в выборах в Мособлдуму. "Если я уйду - буду как Прохоров, за мной тысячи людей, штабы для компании организованы, да даже подмосковную организацию я выращивал 20 лет. Конечно, думаю, что у меня в организации еще будут потери, но меня люди просят оставаться", - рассказал Борис Надеждин.

Внутренняя политика "Правое дело" Госдума