20.09.2011 00:40
Экономика

Столичные контролеры поймали более тысячи "зайцев" за два месяца

За два месяца сумма штрафов перевалила за миллион рублей
Текст:  Юлия Коц
Российская газета - Столичный выпуск: №209 (5585)
Читать на сайте RG.RU

Более тысячи безбилетников поймали контролеры в общественном транспорте столицы за последние два месяца.

Сумма выписанных им штрафов перевалила за миллион рублей. Чтобы узнать, что изменилось в тактике и стратегии "охотников за зайцами", корреспондент "РГ" отправился с ними в рейд.

На площадке перед первым троллейбусным парком проверяющие (среди них полицейские, контролеры "Мосгортранса" и недавно созданной службы "Организатор перевозок") получают инструктаж: подробно объяснять безбилетным пассажирам порядок оплаты штрафа, быть вежливыми... Затем, разбившись на группы по три человека, направляются к остановкам общественного транспорта. У каждого свои обязанности и полномочия. К примеру, изымать у москвичей незаконно используемые социальные карты имеют право лишь мосгортрансовцы. Выписать квитанцию об оплате штрафа за безбилетный проезд, который с 27 июня согласно закону вырос со ста рублей до тысячи, вправе только контролеры службы "Организатор перевозок". А сотрудник полиции нужен для того, чтобы в случае отказа предъявить документы препроводить "зайца" в ближайшее ОВД: "Некоторые пассажиры говорят, что паспорта нет и свои данные называть отказываются", - пояснил контролер Андрей Шишлянников.

Входим в салон троллейбуса N 43 на остановке "Войковская". Два молодых парня и мужчина, долго шаря по карманам, билетов не находят. На следующей остановке "Сокол" в сопровождении контролеров им приходится выйти. Мужчина покорно достает паспорт. На составление протокола, выписку постановлений об административном правонарушении и квитанций, разъяснение порядка оплаты штрафа уходит десять минут. В протоколе, кстати, есть графа, где нужно указать причину неоплаты проезда. Мужчина честно признался, что решил сэкономить. Не получилось. Пришлось все-таки купить билет за 28 рублей и получить квитанцию на оплату в банке тысячерублевого штрафа. Оплатить ее нужно в течение тридцати календарных дней. Если же этого не сделать, сведения о должнике поступят в службу судебных приставов, которые займутся его розыском. Таким образом у неплательщика появляются шансы лишиться долгожданного отпуска или командировки: приставы могут задерживать его вылет прямо в аэропорту.

Безбилетники-юноши, наблюдавшие за процессом составления протокола, беззаботно дурачились и шутили. Похоже, грамотные: "По закону контролеры не могут штрафовать тех, кому не исполнилось 16 лет", - пояснил замруководителя ГКУ "Организатор перевозок" Юрий Нежемлин. С парнями в воспитательных целях побеседовали и отпустили. В день таких набирается человек 70 - почти треть от общего числа безбилетников. Всего, согласно статистике, столичный городской транспорт ежедневно перевозит около 4,5 миллиона человек. Из них не оплачивают проезд примерно 20 процентов. Но сейчас таких становится меньше.

"На маршрутах, где теперь контролеры бывают ежедневно, "зайцев" вообще не стало, - говорит Нежемлин. - Пассажиры привыкли к порядку". Но за день контролеры в силах проверить всего 14 маршрутных линий из 762, существующих в городе. Чтобы охватить как можно больше автобусов, в ближайшее время численность службы "Организатор перевозок" увеличится с 40 до 245 человек. Но и этого недостаточно, чтобы проверить каждый трамвай. "Мы хотим охватить контролем всю маршрутную сеть на основных направлениях", - говорит Нежемлин. Но задача не в том, чтобы приставить к каждому автобусу проверяющих. Главное - постепенно изменить сознание москвичей, приучить их со всей ответственностью подходить к исполнению гражданских обязанностей". Пока же, исходя из практики, все-таки самая действенная воспитательная мера - это штраф.

Общественный транспорт Москва Столица