Директоры 46 ведущих музеев страны бьют тревогу.
По вступившему 1 января 2011 г. Федеральному закону N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" вверенные им учреждения должны изменить статус, что повлечет за собой смену схемы финансирования. Однако денег на расходы по охране, реставрации и экспонированию около семи с половиной миллионов единиц хранения не будет. Юридически эти вещи не существуют. Патовую ситуацию хранители обсудили на заседании президиума Союза музеев России, которое состоялось в Хабаровске.
История о "нелегальных" экспонатах, среди которых есть и шедевры мирового уровня, и рядовые предметы коллекций, началась 15 лет назад. В 1996 году Закон N54-ФЗ изменил порядок формирования Музейного фонда РФ, - до этого каждый музей решал сам, нужна ли та или иная вещь его собранию, сколько за нее заплатить и как беречь. На местах создавались комиссии, и музейщики из числа особо ответственных, грамотных и бережливых отвечали за пополнение фонда.
- Вот уже полтора десятка лет как надо регистрировать единицы хранения в Государственном каталоге Музейного фонда страны, - заявил директор ГУК Ярославской области "Рыбинский государственный историко-архитектурного и художественный музей-заповедник" Сергей Черкалин. - Ведет эту базу данных Министерство культуры РФ. И я пока не видел ни одного предмета, внесенного в госкаталог. Может, кто-то видел?
Получается, что юридически незарегистрированные ценности не существуют. В стране несколько десятков тысяч музеев, коллекции их пополняются, по самым скромным прикидкам, полумиллионом предметов в год. Если в министерстве культуры каталог ведет один человек, уделяя каждому предмету 15 минут времени при восьмичасовом рабочем дне, на регистрацию их потребуется 1042 человеко-дня. Считать, сколько сил понадобится на внесение в каталог тех семи с половиной миллионов экспонатов, что накоплены за 15 лет, не будем.
- Мы в апреле этого года заявили список из 700 предметов, тех, что появились у нас в 1997 году, - продолжил Сергей Черкалин. - Ответа до сих пор нет. При перерасчете субвенций эту часть музейного имущества в расчет не возьмут.
- Это похоже на ситуацию с музейными ценностями в 1920-х годах, - дополнил коллегу директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. - При этом сейчас никто еще не учитывает и криминальную сторону сложившегося положения.
Шедевры, которых нет, многих вводят в соблазн. Но только не самих хранителей - их имидж, по мнению Пиотровского, испортила пресса.
- В обществе, где все считают на деньги, люди, которые получают мало, воспринимаются как ничего не умеющие, - отметил Пиотровский. - И раз они мало получают, значит, есть стимул воровать - от этого идет сплошной негативный поток информации в СМИ. Нужно создавать востребованный культурный продукт, тогда можно будет требовать больше денег. Мы не "бедные и несчастные", а просто за небольшие деньги выполняем свою великую миссию.
Музейный фонд страны необходимо структурировать. Неплохо было бы изменить и регламент внесения в госкаталог - заменить разрешительный порядок на уведомительный.
Современные российские хранители - совсем не "музейные крысы". Они прекрасно себя чувствуют в сегодняшних реалиях, разбираются в вопросах финансирования, информатизации, модернизации, инноваций.
По емкому определению директора Эрмитажа, любой музей - это память народа, а память - это признак жизни вообще. "Когда память не сохраняют - кончается жизнь", - считает Пиотровский.
Он отметил, что музеи воспитывают чувство собственного "исторического достоинства" у нации, и это несоизмеримо более весомо, чем деньги, потраченные на содержание музеев. Их просветительская деятельность восполняет то, чего недостает в сфере образования вузам.
- Проблема общенациональной и общетерриториальной доступности - одна из самых серьезных "музейных" проблем, - резюмировала заведующая музейно-выставочным сектором районного дома культуры поселка Ванино Хабаровского края Анна Габдрахманова. - Большинство моих земляков не выезжают за пределы района, добраться в краевой центр - уже роскошь.
Среди дальневосточников мало кто видел подлинники, которые десятилетиями значатся жемчужинами коллекций Третьяковки или Русского музея.
- Перевезти картины из одного музея в другой стоит фантастических денег. Такие суммы неподъемны ни для одного музея. И это сейчас уже не делается. В Эрмитаже есть специальные программы, например, "Эрмитаж в Сибири" - под эту программу есть свои спонсоры, которые и везут картины туда, где построены их предприятия, - пояснил Михаил Пиотровский.
Решение проблемы видит в создании государственной программы взаимодействия музеев, которая будет охватывать транспортировку картин, организацию лекций и конференций. Она позволит сделать доступным экспонирование шедевров из коллекций музеев "первого ряда" - из центральной части страны - в регионах.