21.09.2011 01:00
Власть

Сергей Булавин: Полицейские впервые получат статус государственных служащих

Статс-секретарь МВД представил в "РГ" законопроект о службе в органах внутренних дел
Текст:  Михаил Фалалеев
Российская газета - Федеральный выпуск: №210 (5586)
Читать на сайте RG.RU

Законопроект "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" внес на рассмотрение в Госдуму президент России Дмитрий Медведев.

О том, что изменится в правовом статусе, работе и функциональных обязанностях сотрудников полицейского ведомства, "Российской газете" рассказал статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел России генерал-майор полиции Сергей Булавин.

Российская газета: Сергей Петрович, с внесением проекта закона о службе будет окончательно сформирована законодательная база для реформы МВД. Какие принципиально новые положения оговаривает законопроект, чего не было в прежних нормативных документах?

Сергей Булавин: Действительно, это третий по счету правовой акт, принятие и вступление в силу которого наряду с федеральными законами "О полиции" и "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации..." сформирует законодательную базу для обновления системы министерства внутренних дел. Законопроект должен заменить одноименное Положение, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года, которое по объективным причинам уже не может в полной мере соответствовать требованиям сегодняшнего дня.

Законопроект основан на концептуальных нормах законодательства о системе госслужбы.

РГ: В чем главный смысл документа?

Булавин: Законопроект регулирует правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения, то есть статуса сотрудника органа внутренних дел.

РГ: А в чем здесь новация?

Булавин: Впервые на законодательном уровне устанавливается контрактная основа правоотношений между государством и гражданином - сотрудником органов внутренних дел, возникающих при поступлении на службу, зачислении в ведомственное образовательное учреждение, назначении на должность или восстановлении в должности.

Определяются содержание, формы, сроки действия контракта и порядок его заключения.

Детально регламентируются вопросы испытания при поступлении на службу, которое устанавливается на срок от двух до шести месяцев.

РГ: Есть ли в будущем законе что-либо о процедуре увольнения сотрудника? Согласитесь, это сегодня - больной вопрос для многих.

Булавин: Да, законопроектом определен исчерпывающий перечень оснований для прекращения контракта либо его расторжения, а также перечень оснований для увольнения сотрудников. Все это детально прописано в статьях 21-23.

РГ: Другой, не менее больной вопрос - служба в "горячих точках". Нередко звучат жалобы о нарушениях прав сотрудников. Законопроект что-то говорит об этом?

Булавин: В статье 35 урегулированы и вопросы прохождения службы в особых условиях. К ним относятся военное или чрезвычайное положения, контртеррористические операции, вооруженные конфликты, а также ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и другие чрезвычайные ситуации.

РГ: Оговорены ли в законопроекте какие-либо специальные принципы, условия прохождения службы для полицейских?

Булавин: В основе служебных правоотношений закреплены и специальные принципы. В первую очередь это единоначалие и субординация - принцип, который является основополагающим в правоохранительных органах всего мирового полицейского сообщества.

Кроме того, обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе и создание равных возможностей для продвижения по службе. Они не должны зависеть от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям.

И, что очень важно, определена взаимосвязь запретов, ограничений, обязанностей, ответственности и социальных гарантий. Таким образом, в законопроекте закреплен один из основополагающих принципов, заложенных в Декларации о полиции, принятой Парламентской ассамблеей Совета Европы в 1979 году.

Декларация предполагает, что полицейский с учетом особых факторов несения службы, таких как повышенный риск и ненормированный рабочий график, имеет право на повышенную заработную плату.

РГ: При каких условиях эти принципы должны быть реализованы?

Булавин: Законопроект предусматривает выполнение необходимых положений. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Сотрудник при выполнении служебных обязанностей подчиняется только прямым руководителям или начальникам.

Обязательным для сотрудника является выполнение приказов и распоряжений руководителей, отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральному закону.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина в отношении сотрудника допускается федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для выполнения задач, связанных с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, и для обеспечения безопасности государства.

РГ: Отнесена ли служба в органах внутренних дел к федеральной государственной службе?

Булавин: Да, и это очень важная новация законопроекта. Впервые подробно регламентируется правовое положение - статус сотрудника органов внутренних дел как федерального государственного служащего.

РГ: В чем заключается эта регламентация?

Булавин: Детально прописаны основные права и обязанности сотрудника, требования, запреты и ограничения его деятельности, ответственность.

Максимально конкретно урегулированы вопросы служебной дисциплины. Обозначены рамки применения руководителями органов внутренних дел своих дисциплинарных прав, конкретизированы основания и условия проведения служебной проверки в отношении сотрудников.

РГ: Кстати, а как часто будет проводиться аттестация?

Булавин: Законопроектом закрепляется и порядок аттестации. Не так давно, 1 августа, закончилась внеочередная аттестация, которая проводилась по решению президента России. Для определения соответствия сотрудников замещаемой должности предлагается сделать аттестацию регулярной и проводить ее раз в четыре года.

РГ: Законопроект предъявляет какие-либо особые требования к профессионализму полицейских?

Булавин: Не просто предъявляет, а существенно повышает квалификационные требования ко всем должностям сотрудников органов внутренних дел. Это касается уровня профессионального образования, степени владения профессиональными навыками, а также к состоянию здоровья. Вводится конкурсный порядок отбора кандидатур на замещение отдельных категорий должностей.

Одновременно усовершенствованы положения, относящиеся к вопросам профессиональной подготовки и переподготовки. Закреплено положение, в соответствии с которым повышение квалификации осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

РГ: Как предполагается защищать права сотрудников?

Булавин: Для создания гарантий соблюдения и защиты конституционных прав сотрудника, связанных с его персональными данными, впервые на законодательном уровне определяются порядок обработки, хранения и передачи этих данных, порядок ведения личных дел, реестров сотрудников и кадрового резерва.

Учреждаются специальные звания - "полиции", "внутренней службы" или "юстиции". При этом сохраняются традиционные институты присвоения специальных званий в соответствии с должностью.

РГ: Законопроект предусматривает заслон, барьер от коррупционеров в погонах?

Булавин: Предлагается распространить более жесткие ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой. К таким можно отнести недопустимость нахождения сотрудника на службе в органах внутренних дел в случае осуждения за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, наличия судимости, в том числе снятой или погашенной.

Нельзя будет служить и после прекращения уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям.

РГ: А механизмы противодействия коррупции предлагаются?

Булавин: Разумеется. Вводятся современные нормы, эффективно регулирующие механизм противодействия коррупции на государственной службе. Детально регламентируется урегулирование конфликта интересов и разрешение служебных споров в органах внутренних дел.

РГ: Например?

Булавин: Сотрудники обязаны представлять декларации о своих доходах, доходах супруги или супруга, несовершеннолетних детей. Непредставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера будет являться грубым нарушением служебной дисциплины и может повлечь за собой наложение на сотрудника дисциплинарного взыскания или стать основанием для расторжения контракта.

Против коррупции направлена и ротация руководителей территориальных органов МВД. Ротация осуществляется по истечении зафиксированного в контракте периода пребывания в замещаемой должности - до шести лет. Она означает перевод сотрудника на равнозначную должность, в том числе в другую местность. А в случае его отказа - возможность перевода на нижестоящую должность или даже увольнения.

РГ: Получат ли сотрудники право на личное время? Или по-прежнему служба будет длиться "от темна до темна"?

Булавин: Вопрос служебного времени и отдыха сотрудников наконец-то урегулирован. Это еще одна очень важная новация. Вводится понятие ненормированного служебного времени. Нормальная продолжительность служебного времени не может превышать 40 часов в неделю. Для сотрудников, замещающих должности старшего и высшего начальствующего состава, устанавливается ненормированный служебный день, который компенсируется дополнительным отпуском продолжительностью от 3 до 10 календарных дней. Продолжительность отпусков ставится в зависимость от выслуги лет и условий прохождения службы.

РГ: А как быть с предельным возрастом пребывания на службе? Он будет увеличен?

Булавин: Проект предусматривает увеличение предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел на 5 лет. Это, с одной стороны, упростит действующую процедуру продления службы, а с другой - сохранит право сотрудника на пенсию по достижении двадцати лет выслуги.

Подобный подход позволит сохранить наиболее опытных сотрудников и сократить нагрузку на кадровый аппарат и медицинские учреждения.

К примеру, для сотрудников, имеющих специальные звания полковника - полиции, внутренней службы, юстиции, - предельный возраст пребывания на службе составит 55 лет вместо 50 в настоящее время. Для сотрудников органов внутренних дел, имеющих иные специальные звания, - 50 лет вместо 45.

Подчеркну, что законопроект не предусматривает увеличения выслуги для приобретения права на пенсию за выслугу лет.

РГ: Какой контроль за полицейскими предлагает законопроект?

Булавин: Как и в Законе "О полиции", в этом законопроекте существенно усилен контроль со стороны общества. Помимо ведомственного контроля, предусмотрен государственный надзор специально уполномоченных госорганов и органов прокуратуры.

Что важно, на законодательный уровень выводятся многие положения, пока еще регулируемые подзаконными, в том числе ведомственными актами. Так, законопроект содержит 13 ссылок на акты президента России и 13 ссылок на акты правительства России.

Справка "РГ"

Полицейские звания по итогам переаттестации получили 875 тысяч 344 сотрудника.

Центральной аттестационной комиссией под председательством главы президентской администрации Сергея Нарышкина было переаттестовано 327 генералов. В том числе 73 - в порядке ротации. 21 генерал не прошел переаттестацию.

Кроме Кремлевской комиссии были образованы 1545 комиссий разного уровня. В ходе реформы МВД предельная численность личного состава должна быть сокращена на 22 процента и к 2012 году составить 1 миллион 106 тысяч 472 человека. Раньше штатная численность сотрудников МВД составляла 1,28 миллиона человек.

Уже трудоустроены более 20 тысяч офицеров, уволенных из органов внутренних дел в ходе реформирования. Речь идет, разумеется, о сотрудниках, уволенных не по дискредитирующим основаниям, а по возрасту или болезни. Для их трудоустройства МВД заключило соглашение с минздравсоцразвития

Госуправление МВД