22.09.2011 00:45
Экономика

Строительство "Москвы-Сити" завершат к 2015 году

Какая судьба ожидает "Москву-сити"?
Текст:  Любовь Проценко
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №212 (5588)
Читать на сайте RG.RU

Строительство Московского международного делового центра обещают завершить в 2015 году.

А на предстоящей неделе будут подведены итоги торгов по продаже участка N 15 - одного из самых престижных на территории ММДЦ "Москва-сити". И тогда станет известно, кто и что именно воздвигнет на месте предполагавшегося 79-этажного здания мэрии, в которое исполнительная власть столицы собиралась съехать из генерал-губернаторского особняка на улице Тверской вместе с законодательной.

"Табуретка" на вынос

Побывав в начале года в "русском Манхэттене", как иностранцы называют 20 небоскребов, строящиеся с 1992 года на 60 гектарах в пяти километрах от Кремля, новый мэр города Сергей Собянин назвал "Москву-сити" градостроительной ошибкой. И в самом деле, район, куда прежние власти собирались вывести из исторического центра большую часть офисов и тем самым вызволить его из пробок, сам попал в западню. Привело к этому недостаточное количество заездов и выездов, отсутствие парковок, за которые работающие там вынуждены были платить бешеные деньги.

Ошибка ошибкой, но достраивать надо. И потому, что ММДЦ самый крупный для города инвестиционный проект, и потому, что небоскребы уже стоят, и люди в них работают, а значит, потребность в них есть. К такому выводу пришел Сергей Собянин и дал поручение продумать архитектурно-планировочные решения, транспортные и функциональные узлы, которые сделают деловой центр более доступным. Но сам переезжать туда решительно отказался, дав понять, что у правительства Москвы есть немало гораздо более важных дел, чем думать о расширении кабинетов.

"Ревизия проектов, к реализации которых в деловом центре еще не приступали, завершилась тем, что общий объем застройки было решено сократить на 800 тысяч "квадратов" - с 4,6 до 3,8 млн кв метров", - рассказал корреспонденту "РГ" куратор стройки первый заммэра Москвы Владимир Ресин. За счет чего же? Например, только площадь мэрии уменьшится с 806 тысяч "квадратов" до 315 тысяч. Ее высоту градостроительная земельная комиссия "усекла" с 79 этажей примерно до 30. Но, скорее всего, выигравший в международном конкурсе проект Михаила Хазанова и Антона Нагавицына, который архитекторы по-свойски называли "табуреткой", так как он представлял связанные между собой четыре вертикальные башни, просто заменят другим. Решать будет новый инвестор, как и то, что именно разместить в здании - офисно-деловой центр, гостиницу или конгресс-центр.

А проект 612-метровой башни "Россия", которую британский архитектор Норман Фостер обещал построить одной из самых высоких в мире, отменили еще раньше. Пока на этой площадке располагаются временные парковки. В будущем же предполагается построить три небольшие башни с подземной парковкой, но окончательного решения пока нет. Зато по всем остальным объектам, по словам управляющего компанией ОАО "Сити" Андрея Лукьянова, сейчас полная ясность. Работы на недострое, замороженные мировым финансовым кризисом, постепенно возобновляются. А потому новый срок завершения строительства "Москвы-сити" - 2015 год, установленный правительством города, уверен Ресин, вполне реален.

15 минут до поезда

Доехать до "Москвы-Сити" стало намного свободнее уже сейчас. Достаточно сесть на метро, и через несколько минут вы у подножия небоскребов. Хотите попасть к пешеходному мосту "Багратион", который связывает с "Сити" Кутузовский проспект? Вам на станцию "Международная"; хотите к "Экспоцентру" - надо доехать до "Выставочной". Многие, кстати, сейчас так и делают. Минус один - интервалы между поездами в этом направлении еще большие - до 15 минут. Зато точно знаешь, когда именно состав подадут на платформу - табло здесь, как на Западе, показывает, сколько минут осталось до прихода следующего поезда. Но чем больше в "Сити" будет пассажиропоток, тем чаще начнут ходить и поезда. К тому же будет их больше, так как уже в ближайшее время подойдут еще две линии метрополитена. Одна с запада, от "Парка Победы", другая свяжет "Сити" с центром города и его северной частью.

Впрочем, можно больше не бояться и собственного автомобиля. "На всех площадках, где еще не ведется строительство и недавно стояли бытовые городки, мы разместили временные парковки. Благодаря этому у нас их сейчас на 7,5 тысячи машино-мест, чего пока достаточно. К окончанию же строительства будет на 30 тысяч машино-мест в самом ММДЦ и еще на 10 тысяч - на прилегающей территории", - рассказал Андрей Лукьянов.

Строятся и дороги. В "Сити" уже шесть въездов и выездов, в конце октября будет введен в эксплуатацию еще один - со стороны Пресненской набережной, прямо к торгово-развлекательному центру. Во втором квартале будущего года обитатели небоскребов смогут напрямую выбираться с работы и на Звенигородское шоссе - после пуска второй очереди транспортной магистрали. А дальше на очереди - реконструкция 1-го Красногвардейского проезда и строительство северного дублера Кутузовского проспекта, открытие пассажирского движения на Малом кольце Московской железной дороги, проходящем в непосредственной близости от делового центра. Словом, каменный мешок, как еще недавно называли ММДЦ, близок к развязке.

Кто на работу, кто на отдых

И, наконец, о главном. Кому же он нужен, этот "Сити", кто и зачем сюда едет?

"Белые воротнички", понятное дело, едут на работу в офисы. Пустых небоскребов практически нет. "90 % из 1,2 млн кв метров площадей, сданных в эксплуатацию, заняты, - рассказывает Лукьянов. - Цена аренды - от 700 до 1200 долларов за "квадрат", приближается к докризисной, когда она была 900-1500 долларов".

Здесь охотно селятся как отечественные компании, так и представительства многих иностранных. С одной стороны, им удобно располагаться по соседству с банками, консалтинговыми компаниями и прочими финансовыми и деловыми структурами, когда все вопросы можно решить, не тратя времени на дорогу. С другой стороны, конечно, привлекает сервис, какого не может быть ни в одном историческом особняке.

В том же комплексе "Федерация", состоящем из двух башен (62-этажная уже полностью заселена, а строительство 93-этажной этим летом разморожено), двойные лифты в одной шахте ходят со скоростью 6 метров в секунду, аж уши закладывает от высоты. А в прозрачном шпиле высотой 506 метров, расположенном между "Западом" и "Востоком" (так башни называются), они будут ходить еще быстрее - со скоростью 10 метров в секунду. На 61-м этаже - бассейн, есть в здании фитнес-зал, несколько кафе, выше 35-го расположены апартаменты. То есть здесь можно не только работать, но и жить, будучи уверенным, что комфорт и безопасность гарантированы самыми высокими технологиями.

"Если обычные панельки льют из бетона марки B-30, то "Федерация" отлита из бетона B-90, то есть в три раза прочнее", - рассказывал мне Юрий Гаврилин, директор департамента по управлению территории управляющей компании, вызвавшийся быть экскурсоводом по небоскребу. К тому же технология этих зданий такая, что все этажи надежно отделены друг от друга. То есть если на одном из них возникнет пожар, то на другом смело можно отсидеться в течение четырех часов, не опасаясь задохнуться или сгореть. Впрочем, и сам пожар маловероятен, так как все напичкано автоматикой, способной уловить малейший запах дыма.

А прошлым летом обитатели небоскребов сделали еще одно интересное для себя открытие. Когда Москва задыхалась от дыма торфяников, у них за окном был свежайший воздух - выяснилось, что выше 46-го этажа гарь и копоть не поднимаются. Поэтому в недавно открывшемся ресторане на 62-м этаже оборудовали "форточку" - в полфасада шириной и метра два высотой, - чтобы дать посетителям насладиться глотком свежего воздуха в любую погоду, а романтикам - потрогать рукой облака, которые здесь кажутся почти рядом, стоит только протянуть руку.

Кстати

В управляющей компании ОАО "Сити" уверены: экскурсии по небоскребам, которые предполагается организовать с будущего года для всех желающих, будут пользоваться успехом. Москвичи и гости столицы проявляют большой интерес к деловому центру даже сейчас. До 100 тысяч человек в день приезжает сюда, хотя стройка еще не закончена. Между тем работающих здесь пока всего 25 тысяч. Остальные гуляют, фотографируются на фоне башен, смотрят с высоты на удивительную панораму раскинувшейся внизу Москвы. Ходят по бутикам - поезд подземки привозит гостей прямо в громадный торговый центр, где представлены все мировые бренды, посещают выставки...

А что будет, когда достроят центральное ядро с его киноконцертным залом на 2,5 тысячи мест, развлекательным центром, когда появится гигантский аквапарк? "Тогда сюда будет приходить по миллиону человек в день", - прогнозирует Владимир Ресин.

Прямая речь

Александр Кузьмин, главный архитектор Москвы:

- "Сити" для Москвы будет одним из новых центров города. Это как камень, брошенный в воду, от которого расходятся круги. Начали строиться офисные центры, и тут же совершенно по-другому стала формироваться вся среда и на прилегающей территории вдоль Москвы-реки, где еще недавно располагались лишь склады и коммунальные зоны.

Инфраструктура Москва Столица