Всплеск хулиганских случаев ослепления пилотов лазерными лучами при заходе самолетов на посадку, заставил Ространснадзор ввести штрафы за такие выходки. Ведомство внесло такие предложения в Минтранс России.
Если в прошлом году было 20 инцидентов, то в этом году количество ослеплений пилотов увеличилось в шесть раз. За умышленное применение лазеров предлагается штрафовать граждан на 50 тысяч рублей или применять арест на срок до 15 суток.
По просьбе "РГ" ситуацию прокомментировал зам. руководителя Ространснадзора Владимир Черток. По его словам, ведомство обратилось к авиакомпаниям и пилотам с просьбой оперативно информировать о случаях ослепления лазером. Экипажи довольно точно сообщают координаты, откуда светил луч, что позволяет МВД и ФСБ выявить нарушителей. В этом году уже зафиксировано 119 случаев хулиганских лазерных вылазок. Среди хулиганов - не подростки, которые прекрасно осознают, что они делают, сказал Черток.
Летом депутаты-"еди но россы" внесли в Госдуму законопроект об уголовной ответственности за угрозу безопасности эксплуатации транспортных средств из хулиганских побуждений. В частности, за ослепление пилота авиалайнера лазерной указкой можно будет получить семь лет тюрьмы. Черток отметил, что уголовная ответственность, согласно российским нормативам, грозит тем, чьи действия привели к жертвам. Предложения же Ространснадзора по штрафам, которые вывешены на сайте ведомства для обсуждения, касаются случаев умышленного хулиганства, где все обошлось и самолет нормально приземлился. В ведомстве надеются экономическими санкциями остановить волну лазерной иллюминации аэропортов.
Черток не видит ничего плохого в том, чтобы вооружить летчиков "противолазерными" очками. При этом он отметил, что очки в авиации - это всегда проблема. Например, кислородная маска уже совмещена с защитными очками, которые спасают пилотов от едкого дыма в кабине. Маска проходила испытания, так как при посадке у пилота в очках посадочная полоса может визуально сместиться. В очках может быть плохо видно и приборы, и полосу в темное время суток, а как раз в это время начинаются лазерные атаки. Чтобы ответить на эти и другие вопросы, "противолазерные" очки должны пройти все положенные летные испытания. Причем на всех типах судов, добавил Черток. Это предложение пока обсуждается.
Конечно, автоматическая посадка могла бы решить все проблемы. Но для этого нужно дооборудовать многие аэродромы в России и большую часть самолетов, отметил Четрок. Это перспектива далекого будущего.
Предложения Ространснадзора по увеличению штрафов за нарушение касаются и других видов транспорта. Пока штраф для граждан в среднем составляет 660 рублей, а для юрлиц - до 50 тысяч рублей. Но это не сумма для компании, считает Черток. Он также считает, что основные штрафные санкции в этой отрасли должны быть направлены на юрлиц. Компания должна отвечать за персонал, который она наняла, и за что она его премирует: за экономию топлива и нарушение закона или за соблюдение нормативов, пояснил Черток. Вводятся еще и новые штрафы для юрлиц, которые выпускают в рейс на трассу усталых водителей, и те засыпают за рулем.