22.09.2011 00:00
РГ за рубежом

Моряк с ледокола "Ленин" вспоминает, как в войну прокладывал путь боеприпасам и провизии

(перевод публикации во вкладке Russia Now в The Daily Telegraph)
Читать на сайте RG.RU
 Владимир Рувинский, специально для RBTH
 
Скромная двухкомнатная квартира в девятиэтажке на одной из сопок на окраине Мурманска. Ее хозяин показывает групповую фотографию пожилых людей в морских кителях: "Это капитан, долго плавал, хороший мужик был, умер. Этот ходил на разных судах, многое мог рассказать. Тоже уже умер". Кажется, неожиданно для себя он подытоживает: "Из всех, получается, нас пятеро-то и осталось".
 
Хозяин квартиры - 83-летний Александр Курганов, один из тех, кто в годы Второй мировой войны участвовал в арктических конвоях. Так назывался канал поставки в северные порты СССР Мурманск и Архангельск грузов из Великобритании и США в 1941-1945 годах. Вооружение, боеприпасы, продукты питания - эта помощь союзников Советской России спасла много жизней и внесла весомый вклад в исход войны. О ее важности говорит и тот факт, что на уничтожение арктических конвоев нацистская Германия бросила лучшие военно-морские силы.
 
Александр Курганов с 1944 года работал помощником машиниста на паровом ледоколе "Ленин", который прокладывал дорогу транспортным конвоям в Белом море к Архангельску. На ледокол Александр попал пятнадцатилетним мальчишкой и, как он считает, по чистой случайности.
 
"Нас у матери было семеро, и мы жили в деревне под Ростовом. Как-то к нам в командировку приехал военный моряк из Архангельска. Он-то мне и предложил идти во флот", - рассказывает ветеран. В деревне тогда оставались только дети, старики и женщины - все, кто мог воевать, уходили на фронт. Оставшиеся пахали, собирали урожай, копали противотанковые рвы - шесть метров в глубину и девять в ширину. Александр работал на тракторе и хорошо разбирался в технике. На это и обратил внимание военный. Как выяснилось, в конвоях не хватало людей, так как профессиональных моряков забирали на фронт. Поэтому на торговые суда набирали и еще совсем мальчишек.
 
 Приказы не обсуждаются 
 
Пройдя в Архангельске короткое обучение в школе юнг, Курганов попал по отбору на ледокол. Советской России это судно досталось от англичан: его построили в 1917 году на судостроительных верфях Ньюкасла. 
 
Законы войны диктовали свои правила в отношении к жизням людей. Если кто-то в конвое выпадал за борт, судно не имело право остановиться, его могло подобрать следующее судно - и то только на ходу. Если этого не удавалось, человек был обречен. Как-то раз, вспоминает Курганов, ледокол вывел изо льдов транспортный пароход. "Прощальные три гудка, и мы пошли обратно во льды, где нас не могли достать немецкие подлодки". Вдруг через полчаса этот транспорт подает сигнал о спасении - торпедирован подлодкой. "И вот люди гибнут, а мы не можем прийти на помощь - дана команда как можно глубже уходить во льды. Никто с того транспорта не выжил". 
 
Одна команда
 Нацисты атаковали конвои с баз в расположенной рядом оккупированной Норвегии, но к середине 1944 года нападения стали все более редкими. "К концу войны германские летчики уже не рисковали: подлетят сбросят бомбы в 100-200 метрах от нас, и домой", - вспоминает Курганов. Немецкие самолеты, говорит он, побаивались подходить близко даже к гражданским судам, так как на них стояло хорошее вооружение. "У нас были противовоздушные пулеметы американского производства, - говорит ветеран, - и три орудия: два на корме, одно - на носу".
 
Натуральный обмен
Транспорты, которых выводил ледокол "Ленин", привозили самолеты, танки, автомашины - американские "Доджи" и "Студебеккеры", тракторы, паровозы, рассказывает Курганов. И, конечно, питание: консервированная тушенка, курево. "Икра даже была". 
 
Моряк вспоминает, что в Архангельске "паек с куревом выдавали всем морякам, так мы эти сигареты обменивали у взрослых на сгущенное молоко". По его словам, питания союзники присылали много: его потом по железной дороге составами отправляли вглубь страны. Союзникам СССР поставлял в обмен лес, руду, апатиты. 
 
Поставки из США и Великобритании по пути арктических конвоев продолжались и по окончании Второй мировой, до 1946 года. 
Ледокол Курганова проработал до 1953 года, а сам моряк так и остался на Севере - продолжал ходить в моря на других ледоколах и кораблях, вплоть до выхода на пенсию.
 
Встреча спустя годы
 
Несколько лет назад Александр на встрече ветеранов конвоев познакомился с британцем, который тогда сопровождал транспорты на военном корабле. Россиянин вспоминает, как тот обрадовался: "О, я помню ваш ледокол, он нам дорогу прокладывал". В этом году по случаю юбилея в Архангельске была снова организована встреча участников конвоев, куда также прибыли британцы и американцы. Но Курганов решил не ехать: "Здоровье уже не то, боюсь, мало ли что в дороге может случиться. А здесь у меня рядом знакомые врачи, которые знают мои болезни и если что помогут". 
 
Из-за здоровья же Курганов так и остался на Севере - врачи рекомендовали ему холодный климат.
К своим 83 годам этот человек пережил войну, расцвет и распад СССР, подъем и упадок дела его жизни - флота. У него был инсульт и сердечный приступ, но внешне это не заметно. Спокойный, ясный ум, хорошая память. По квартире он ходит в теплом свитере - холодно: летом дом не топят, хоть это и заполярный Мурманск. За кофе с бутербродами на небольшой кухне пенсионер рассказывает, что вполне счастлив: жива жена, с которой он прожил несколько десятков лет, есть двое сыновей, внуки. Внешне этот бывший моряк чем-то похож на библейского Моисея - как его обычно представляют на рисунках. "Дело я свое сделал, теперь главное, хотелось бы уйти не мучаясь - быстро и безболезненно". Говорит он это спокойно, как о вещи, о которой он не может договориться в Богом. Обо всем остальном он уже позаботился.
 
Также доступна английская версия статьи.
РГ за рубежом