Одна из новых задач 39-й экспедиции "Северный полюс" - протестировать работу ГЛОНАСС в арктических широтах.
- Известно, что система GPS работает точно, и нам нужно набрать статистику - насколько по отношению к GPS точно работает ГЛОНАСС, - говорят ученые. - Над сушей проверить его работу просто, а над океаном наблюдателей практически нет. Так как наша система новая - полное орбитальное созвездие появилось только год назад- то ГЛОНАСС необходимо проверить. Это наша специальная задача.
В минувшую субботу ледокол "Россия" отошел от причала в мурманском порту, и сейчас впереди у него около четырех тысяч морских миль, которые предстоит пройти флагману "Росатомфлота" с командой полярников на борту. Компанию им составил и корреспондент "Российской газеты".
Наш путь лежит мимо Новой Земли, острова Ушакова и дальше, в канадский сектор Арктики. На картах в ходовой рубке красным маркером обозначена точка - 84,06 градуса северной широты и 156,54 градуса западной долготы - в это место придрейфовала льдина, на которой уже год трудятся полярники из экспедиции "Северный полюс-38". По словам бывалых членов команды, часто дрейфующую станцию снимают где-нибудь между Гренландией и Шпицбергеном, но в этот раз направление дрейфа оказалось непредсказуемым.
Ледокол везет для новой группы полярников снегоходы, бульдозер, дизель-генераторы, дизельное и авиационное топливо и необходимые в быту полярников мелочи. С этого сезона на станции впервые будет стиральная машина и опреснитель морской воды, который умеет к тому же минерализовать воду, превращая ее в питьевую.
Первейшая задача экспедиции найти подходящий для проживания и научных работ лед, а такого становится все меньше.
- Этот год был очень теплым в Арктике, почти как 2007-й, когда площадь льдов сократилась до минимума, - объясняет Владимир Соколов, начальник высокоширотной арктической экспедиции института Арктики и Антарктики. - В 2007 - 2008 годах в поисках льдины мы обследовали большую часть арктического бассейна и уже отчаялись найти подходящий лед. И уже были готовы высадить станцию на одну из наших законсервированных баз на мысе Баранном. Оставалась последняя надежда на таймырский ледяной бассейн - собирались провести там ледовую разведку. Но накануне вечером в сумерки ледокол неожиданно наехал на ледовое поле - штурман ошибся - и резко потерял ход. Мы исследовали лед и нашли его чрезвычайным по мощности. А наткнулись, повторяю, случайно...
По словам специалистов, лучший лед для размещения научной станции - это старая льдина с размерами три-четыре километра и толщиной от трех метров и больше. Но таких льдов полярники не встречали давно, последнюю станцию, "Северный полюс-38", высадили на гигантское ледяное поле размером 8 на 12 километров, но средняя толщина всего полтора - два метра. Месяц назад льдина раскололось на несколько больших фрагментов, и сейчас станция находится практически на двух льдинах.
Для новой экспедиции с помощью спутника уже подобрали несколько вариантов размещения - в непосредственной близости (12 - 15 километров) от старой станции или на гигантском поле в Восточно-Сибирском море. Но данные спутника полярники будут перепроверять, облетая на вертолете лед и оценивая его "внешние данные", в частности, наличие торосов.
Обосновавшись на льдине, 16 ученых-полярников - метеорологи, гидрологи, гидрографы, гидрохимики - займутся "преемственными" работами: наблюдения за воздухом, снегом, водой и течениями ведутся в Арктике из года в год.
- Я буду замерять глубины по ходу дрейфа льдины, - рассказывает Дмитрий Волошко, специалист из гидрографической службы Северного флота. - Но главное не только определить глубину, но и место, в котором она находится. Это нужно для уточнения данных: раньше, в 60 - 70-х годах, местоположение оценивалось приблизительно в радиусе нескольких километров, сейчас мы можем определить место с точностью до нескольких метров.
Данные глубин и отмелей, полученные с каждой дрейфующей станции, помогают скорректировать карты: на них до сих пор есть белые пятна, где глубины указаны приблизительно, а в самих этих точках никто никогда не бывал.
Тем временем
К 2012 году действующий атомный ледокольный флот России будет недееспособен, заявил на Арктическом форуме в Архангельске вице-президент РАН Николай Лаверов. По словам ученого, надо незамедлительно строить новые суда, способные работать в высоких широтах и обеспечивать освоение Арктики.