Самое излюбленное место в Москве, как самих горожан, так и туристов, - Красная площадь, выяснили социологи Левада-Центра в ходе недавнего исследования, во время которого было опрошено по 500 жителей в Москве и Санкт-Петербурге, а также пять сотен представителей разных других городов.
Редкий гость столицы и житель мегаполиса не заглядывает также и на ВВЦ. Об этом заявили 46 процентов и 91 процент соответственно. А вот петербуржцы, оказавшись в Москве, прежде всего спешат в Кремль (56 проц.) и Мавзолей (47 проц.).
Для москвичей одинаково любимы Кремль и ЦПКиО им. Горького, их посещали хоть раз в жизни большинство горожан (по 84 процентов). Парк, отметим, также пользуется повышенным вниманием и у петербуржцев (побывали в нем 28 проц. опрошенных), и у жителей других городов (26 проц.). На четвертом месте по популярности для москвичей - стадион "Лужники", за ним следом идет Третьяковская галерея (81 и 71 проц. соответственно). В предпочтениях приезжих стадион явно проиграл галерее. В храме искусств побывали почти вдвое больше петербуржцев (32 проц.) и жителей регионов (30 проц.). Среди "топовых" мест для приезжих также Большой театр, Пушкинский музей и телебашня в Останкино.
Предпочтения россиян несильно отличаются от тех, что сложились у иностранных туристов. По официальным данным, заморские гости, как правило, совершают обзорную экскурсию по столице (точки остановки, в частности, Воробьевы горы, Новодевичий монастырь), затем отправляются в Кремль, Третьяковку и Пушкинский музей. Нередко идут и в театр - на балет или музыкальную постановку. Ну разве не обидно, что многие московские музеи, парки, усадьбы так и остаются непознанными для представителей других стран?
Однако власти столицы намерены в ближайшее время изменить ситуацию. Предполагается, что в 2016 году в Москву приедут вместо нынешних 4,2 миллиона туристов уже 7,32 миллиона, из них 3,8 - из дальнего зарубежья. Но для этого предстоит большая работа. Это модернизация парков, разработка железнодорожных маршрутов на ретропоездах по интересным местам Москвы и водных круизов, развитие "зимних" развлекательных программ... И, конечно, усиление рекламы о достопримечательностях мегаполиса. Как заявил вчера глава столичного комитета по туризму Сергей Шпилько, на днях будет принята программа развития индустрии отдыха и туризма в Москве. Предполагается освоить к 2016 году около 2 млрд рублей. А в этом году на развитие туризма будет потрачено 281 млн рублей. Работа по привлечению туристов уже началась. И результаты не замедлили сказаться. В недавнем рейтинге запросов, составленном системой поиска билетов Skyscanner, которая специализируется на поиске через Интернет информации о воздушных перевозках, позиция Москвы переместилась с 11-й строчки на 8-ю. Российская столица обогнала Амстердам, Мадрид и Малагу. Эксперты отмечают: до этого обычно туры в России пользовались высоким спросом летом и никогда в межсезонье. В туристическое будущее Москвы они смотрят с оптимизмом и утверждают: в ближайшие годы популярность мегаполиса только вырастет. В подтверждение они приводят такие аргументы: началось развитие экскурсионного сектора, предпринимаются меры по улучшению дорожной обстановки и расширяются возможности снять недорогое жилье. Последний фактор, возможно, даже наиболее важен для россиян. Еще недавно мало кто из жителей регионов знал о возможности поселиться в дешевом номере хостела, где за койку просят от 500 до 1,2 тысячи рублей в сутки. Теперь такая информация благодаря усилиям комитета по туризму и гостиничному хозяйству стала более доступна для всех желающих приехать в Москву. Более четырех сотен дешевых общежитий на треть заполнены россиянами.