23.09.2011 00:40
Экономика

Владимир Путин взял Арктику под защиту

Владимир Путин взял Арктику под защиту
Текст:  Кира Латухина Олег Прасолов
Российская газета - Столичный выпуск: №213 (5589)
Читать на сайте RG.RU

Превратить Северный морской путь в международную транспортную артерию, нарастить ледокольный флот и оградить полярные территории от вредного воздействия призвал на Международном Арктическом форуме в Архангельске премьер-министр Владимир Путин.

Первый Арктический форум, инициированный Русским географическим обществом, прошел год назад в Москве и вызвал большой интерес у всех, кого волнуют проблемы региона. Было решено сделать такие встречи ежегодными, и с тех пор форум все ближе придвигается к Арктике, отметил председатель правительства.

В колыбель российского флота приехали свыше двух сотен экспертов из 20 стран, а также известные политические деятели - помимо российского премьер-министра это президент Исландии Олавур Рагнар Гримссон и князь Монако Альбер II. Главной темой конференции стала транспортная инфраструктура.

"Город Архангельск - древняя столица Русского Севера, родина первопроходцев северных широт, в этом смысле место очень подходящее и даже символичное", - отметил Владимир Путин. Здесь, на берегах Северной Двины, создавался российский флот, еще в XVII веке строились первые русские верфи, это родина Ломоносова, предсказавшего огромное значение Севера для всей цивилизации.

Северный морской путь должен стать одним из ключевых глобальных транспортных маршрутов, убежден премьер: "Видим будущее Севморпути именно как международной транспортной артерии, способной составить конкуренцию традиционным морским линиями и по стоимости услуг, и по безопасности, и по качеству". Через Арктику проходит кратчайший путь между рынками Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, и это отличная возможность оптимизировать транспортные расходы.

"Именно транспорт - создание новых морских, воздушных коридоров - способен стать одним из прорывных проектов, объединяющих арктические государства", - уверен Владимир Путин. Уже в этом году по Северному морскому пути успешно прошли пробные рейсы по доставке крупных партий углеводородного сырья. Общий объем перевозок в 2011 году может достигнуть 700 тыс. тонн, и это только начало, полагает он.

Для развития и эксплуатации перспективной магистрали Россия намерена реализовать целый ряд мер. До конца года будет принят закон о судоходстве по Северному морскому пути. "Северный морской путь и его опорные гавани будут интегрированы с другими видами транспорта", - добавил Путин.

Премьер сообщил, что отечественный ледокольный флот будет существенно увеличен - на эти цели до 2014 года будет выделено около 38 млрд рублей. Сейчас в России 10 линейных ледоколов. До 2020 года будут построены еще три универсальных атомных ледокола и шесть дизель-электрических.

Изменение климата постепенно увеличивает навигационный период, продолжил Путин, и открывается доступ в неосвоенные районы Крайнего Севера. Одна из таких точек роста - месторождение "Приразломное". Вчера премьер-министр России вместе с князем Монако и президентом Исландии вышел на связь с одноименной ледостойкой платформой - одной из крупнейших по добыче углеводородов. Это пилотный проект на российском арктическом шельфе. В августе платформа была установлена на месторождение в 60 км от побережья. По словам вице-премьера Игоря Сечина, 90% оборудования и материалов - отечественные, и можно будет добывать до 6,5 млн тонн нефти в год. Риск экологического ущерба при освоении шельфа исключен, заверили премьера и иностранных гостей.

"По сути, Россия реально приступает к разработке арктического шельфа, открывает новую главу истории освоения Арктики", - прокомментировал событие глава правительства и пообещал, что все планы будут реализованы с учетом самых строгих технологических стандартов. При этом Владимир Путин подчеркнул, что "бурная хозяйственная деятельность в Арктике принесет пользу только в том случае, если между интересами экономики и задачами сбережения природы будет обеспечен разумный грамотный баланс".

"Мы уже приступили к генеральной уборке Крайнего Севера и российской Арктики - очистке Земли Франца-Иосифа от скопившихся бочек с нефтепродуктами", - сообщил глава правительства. На это до 2015 года будет выделено 2,3 млрд руб. Аналогичные работы ожидают остров Врангеля и российские поселки на Шпицбергене. "При всей суровости образа Арктики она обладает самой хрупкой экосистемой на планете", - пояснил премьер и предложил посвятить следующий форум охране природы.

Владимир Путин пообещал и дальше поддерживать любые направления, связанные с изучением Арктики. Если действовать "своевременно, всем вместе, активно и аккуратно, сообразуясь с международными нормами, опираясь на мнение специалистов и добиваясь компромиссных решений", то удастся выстроить работу так, что она пойдет на благо всему человечеству, заключил премьер, и сохранится для последующих поколений в первозданном виде.

Князь Монако говорил о том же, только с лирическим уклоном. "Транспортная связь - сердце Арктики", - отметил он. "Нам необходим целенаправленный и структурный подход, - считает Альбер II. - Необходимо уже сегодня сформулировать четкие рамки и законы". "Мы не только люди Арктики, мы граждане мира", - поэтически вторил ему президент Исландии, говоря о глобальной мировой ответственности. А председатель Арктического совета Густав Линд добавил, что хотя "сотрудничество в Арктике часто описывают в СМИ как новую "холодную войну" или борьбу за ресурсы", Арктика стала территорией диалога и прагматического сотрудничества.

На "полях" форума глава правительства провел отдельные встречи с президентом Исландии и князем Монако. Альбер II согласился с предложением Путина выработать общие правила работы в Арктике - "общие правила игры, которые должны быть соответствующим образом кодифицированы" - и пообещал, что Монако будет участвовать в природоохранных инициативах. А с Гримссоном, который специально для визита в Россию изменил график - прилетел из Америки, Путин поговорил о геотермальной энергетике, широко распространенной в Исландии.

Ресурсы Архангельск Северо-Запад