Кто вообще сказал, что юбилей - это когда на конце циферка 0 или циферка 5? А когда, например, две семерки: 77 - это разве не юбилей? А если речь идет о человеке парадоксальном и великом, разве две эти красивые цифры не являются поводом, чтобы сказать о нем хорошие слова?
Да и вообще, разве нужен какой-нибудь повод, чтобы сказать хорошие слова об Олеге Валерьяновиче Басилашвили, если свой день рождения он отмечает именно сегодня - 26 сентября? Будь моя воля, я бы дни рождения таких артистов вообще объявлял бы национальным праздником. Не для того, чтобы все получили еще один день отдыха (с выходными днями у нас как раз все в порядке), а для того, чтобы этих людей славили. Потому что чем старше становится артист, тем важней ему слышать слова о том, что мы его любим и он нам необходим.
У нас сегодня, как известно, звезд много - артистов мало. Сегодня, если хочешь получить роль Гамлета, ты должен хорошо кататься на коньках или бить кому-нибудь морду, и чтобы это показали по телевизору. В крайнем случае можно поучаствовать в детективном сериале...
Олег Валерьянович Басилашвили очень редко участвует в шоу и каким-то удивительным образом умудряется не сниматься у плохих режиссеров в плохих картинах. Отец Олега Валерьяновича поначалу не одобрил выбора сына, но когда увидел один из спектаклей БДТ (в котором, кстати, наш герой не участвовал), снял опалу, сказав, что, мол, ты, сын, делаешь хорошее дело. Вот Басилашвили так и относится к актерской профессии - как к хорошему, нужному делу.
Я помню, как уже много лет назад Олег Валерьянович пришел на мою программу "Ночной полет". Он был одет в шикарный костюм и кроссовки: понятно, устали ноги. Перед эфиром Басилашвили стал переобуваться. "Не стоит, - сказал я. - У нас такая картинка, что зритель вашу обувь не увидит". "Но я-то знаю, в каком виде выхожу перед зрителем", - ответил Олег Валерьянович, надевая шикарные ботинки. Пример, может быть, маленький, но по своему эталонный, если говорить об отношении артиста и к своему зрителю, и к своей профессии.
Увы (для меня, конечно), но нам вместе пришлось работать с Олегом Валерьяновичем всего один раз, да и судьба фильма, по моему сценарию, в котором он снимался, мягко говоря, странная. Картина называется "Марево". Она о том, как юный Гоголь, вдохновленный романтическими идеями и работающий над своей первой романтической поэмой, приезжает к маме на каникулы. Вокруг него живут люди, которые позже станут героями его знаменитых повестей. Юный Гоголь простужается, и во сне, в мареве, к нему приходят герои его будущих творений: старосветские помещики и Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Двух повздоривших помещиков грандиозно играют Федор Добронравов и Юрий Стоянов. А старосветских старичков - Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили. На мой взгляд, фильм очень здорово снят нашим знаменитым режиссером Константином Худяковым.
Это что ж у нас за страна за поразительная, если картина, в которой играют такие выдающиеся артисты просто... исчезла. Ее нет. Продюсер Ирина Плиско - есть, но, видимо, у продюсера была какая-то иная задача, а не та, чтобы этот четырехсерийный фильм увидел зритель. Поэтому ленты как бы не существует.
В фильме есть сцена, где герои Алисы Бруновны и Олега Валерьяновича просто едят. Два очень пожилых человека просто обедают. Кушают. Но по тому, как они это делают, мы понимаем про них все: и невероятную любовь, которая есть между ними; и заботу друг о друге; и ужас каждого из них за то, что когда-нибудь он может остаться один. Это какое-то невероятное актерское существование, и даже если бы в картине не было бы больше ничего (а в ней есть много чего и другого) - только ради этого стоило бы ее смотреть.
Очень долго я ничего не говорил о проблемах с этой картиной, понятно, что, как автору сценария, мне было неловко. Но вообще-то непоказ фильма - это пощечина великим артистам, которые там снимались, и замечательному режиссеру, который их собрал.
Я наблюдал за Олегом Валерьяновичем во время съемок, я смотрел ленту (спасибо режиссеру - дал диск, а то бы и я не увидел) и думал все время: "Как он это делает? Как на твоих глазах создается абсолютно живой, абсолютно понятный, внешне похожий на артиста, но, по сути, совершенно другой человек?"
Как он это делает? Не меняя своего лица, Басилашвили играет очень хорошего человека в "Вокзале для двоих" и очень плохого в картине "О бедном гусаре замолвите слово". Не используя грима, он превращается в героя "Осеннего марафона", которого хочется жалеть, и в героя "Служебного романа", которого хочется убить.
Как он это делает? Когда я спросил об этом самого Олега Валерьяновича, он ответил: "Значит, все то, что есть во всех этих людях, есть и во мне".
Басилашвили видней. Но для всех зрителей он давно стал символом не только таланта, но и абсолютной, какой-то предельной честности. Есть великие актеры, которые живут только своей работой. У меня они вызывают уважение, и дай Бог им счастья.
Олег Валерьянович из иной породы. Из породы беспокойных. Он чувствует свою личную ответственность за время, в которое живет. Ему мало быть просто исполнителем, он еще и строитель. Строитель нашего времени. Насколько нашим временем востребованы такие люди, насколько сегодня нужны те, кто ко всем событиям эпохи относятся как к сюжету своей личной жизни, - это вопрос не к Басилашвили, а ко времени. К нам вопрос. Басилашвили живет так не потому, что так нужно или модно. А потому, что по-другому просто не умеет.
И к нему вполне можно отнести слова другого великого грузина, который тоже стал огромной частью нашей российской культуры, - Булата Окуджавы:
Совесть, Благородство и Достоинство - вот оно святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь, за него не страшно и в огонь.
Я говорю о Басилашвили, что он - строитель, потому что не только своими ролями, но и всем существованием своим он напоминает нам, что в мире есть "совесть, благородство и достоинство". К сожалению, в наше время об этом надо напоминать.
Мне кажется, что сегодня все мы, не менее чем в талантах, нуждаемся еще и в примерах. В частности, в искусстве. Олег Валерьянович Басилашвили - пример человека, который сумел реализоваться, не растрачивая свой талант попусту, и сумел сохранить свое лицо, сыграв невероятное количество разных людей.
Зритель склонен отождествлять актера с персонажем, поэтому те, кто играет героев отрицательных, редко становятся любимцами публики. Басилашвили сыграл массу негодяев, а зрители его обожают. Тоже ведь своего рода феномен.
На мой скромный взгляд, феномен Басилашвили до конца не понят и не изучен. Он уникальный и великий русский актер. И его опыт, его роли, его, если угодно, жизнь в искусстве должны быть тщательнейшим образом изучены и зафиксированы.
Дорогой Олег Валерьянович! С днем рождения Вас, дорогой Вы наш и любимый! Поверьте, Ваш день рождения - это праздник любящей Вас страны!