Один из лучших гитаристов мирового рока вновь посетил Россию. Blackmore’s Night выступили в Москве и Санкт-Петербурге. В нынешнем туре Autumn Sky Ричи Блэкмор все чаще менял лютневую гитару на электрическую, к радости зала вспоминая соло и традиции хард-рока, за которые его так любили в Deep Purple и Rainbow.
Надо было видеть перед концертом, как Ричи Блэкмор заботливо, по-джентльменски помогает пройти внутрь любимой жене Кэндис Найт. Рокер и поэтесса, журналистка, ставшая самобытной певицей, исследовательницей культуры Ренесанса - странно, что до сих пор об их неожиданной любви не написано ни одной книги, не снято кино. Ведь Blackmore’s Night - это не просто группа культового гитариста, у которого масса учеников-звезд (от Стива Вая и Ингви Мальмстина до Акселя Руди Пелла и Алекса Бейродта). Это еще и история любви, длящейся почти 20 лет. Любви счастливой - год назад у пары родилась дочка, которую назвали Autumn Esmeralda (тогда Блэкмору исполнилось уже 65!). К появлению на свет малышки и был приурочен выпуск альбома Autumn Sky. И этот мировой тур. Релиз, в который вошли 12 песен, стал лучшим в истории Blackmore’s Night. Неудивительно, что итогом этому был и аншлаг в России.
Сцена оказалась оформлена в виде уютной лужайки, обрамленной деревьями, очень похожая на волшебный лес. Почти идеальная атмосфера для пастушьей пасторали, разве что на стойках, перед ударными, было выставлено с полдюжины гитар. В том числе и электрическая, на которой Блэкмор давненько не упражнялся. Мэтр вернулся к своему славному инструменту эпохи Deep Purple и Rainbow более-менее основательно, как раз на Autumn Sky. А в открывавшей альбом песне Highland козырнул даже развернутым соло. Впервые, наверное с альбома Rainbow 1995 года - Stranger In Us All.
В начале концерта Блэкмор держался несколько в тени. У микрофона царствовала длинноволосая и душевная блондинка Кэндис Найт. Уже после первого трека на сцену понесли цветы, причем среди них оказались шикарные букеты орхидей и роз, целые корзины. Вряд ли кому за последние месяцы их дарили так много на сцене "Крокус Сити Холла".
И конечно Кэндис немного расчувствовалась. Смогла стать максимально естественной и искренней. И оказалось, что она очень душевная, светлая, доброжелательная. Немного болтушка. Теплая и искренняя. Поэтому, наверное, не случайно, что именно в таких девушек и влюбляются великие гитаристы, легенды о мрачном характере которых живучи не меньше, чем их замечательные песни (от Smoke On The Water до Long Live Rock’n’Roll и Stargazer).
Кэндис Найт, расчувствовавшись с московской публикой, которая как ей казалось, особенно ее понимала, рассказывала зала про малышку. Мол, "спит как мама, а пьет как папа". С доброй улыбкой жаловалась на мужа: "мы-то женщины (Кэндис младше Ричи на 26 лет) гуляем, смотрим достопримечательности, покупаем сувениры домой. А наши парни используют любую возможность для того, чтобы выпить пивка или водки, в своей мужской компании…"
В это время Блэкмор усмотрел кого-то в первом ряду в средневековой одежде (музыканты требовали этого в райдере от тех, кто купит билеты в первые ряды, но русские фанаты как водится, почти единодушно ослушались). Свесился со сцены, пожал руку "моднику". А еще через пару песен ушел за кулисы и вернулся с банкой пива. Поинтересовался: "Кто хочет?" Наша публика к подобному не привыкла. Тем более от Ричи, который все годы в Deep Purple и Rainbow слыл почти букой. И никогда не любезничал с залом. Кто-то вызвался, и получил банку из рук знаменитого гитариста (вряд ли он решился после этого ее пить, наверняка, будет показывать друзьям и детям!). И так в течение концерта повторялось еще дважды.
А Кэндис меж тем в паузах продолжала разговаривать с залом, показывала огромную тетрадь размером примерно полтора метра на метр, где были написаны слова песен. А в паузах снова хотела рассказать что-то, но Ричи, отбивая ритм на гитаре, строго и ревниво подходил к жене. И они начинала выдавать очередную балладу или пастораль.
Сыграли Blackmore’s Night и знаменитую балладу Deep Purple - Soldier Of Fortune. Кэнлис уточнила зрителям: "Вы наверное помните, когда Ричи играл в этой группе он был сущим дьяволом?!" Но в отличие от Дэвида Ковердейла, ее дуэт с второй вокалисткой и скрипачкой показался слишком сладким и приторным - в нем было больше красоты и неги, нежели страдания… За электрогитару Блэкмор взялся только на втором часу концерта. Хотя публика часто бесцеремонно орала ему из зала названия песен Rainbow: Rainbow Eyes, Stargazer, Kill The King. Тогда Ричи подносил руку к уху, делая вид, что не слышит. Все он, конечно, слышал, однако старался не реагировать и не обижать любимую супругу - снова исполняя репертуар, инспирированный Ренессансом и красивыми романтичными напевами Средневековья. Конечно, в новой музыке он чувствовал себя также органично. А Blackmore’s Night - безусловно, явление в отечественной рок-культуре. Публика хором исполняла с группой и Under A Violet Moon, и Queen For A Day - композиции Blackmore’s Night - изысканные, мелодичны и напевны. Сам Ричи держался почти до конца программы. Особенно ударно сыграл в треке Toast To Tomorrow. Это - переработка русской песни "Виновата ли я", о которой Кэндис рассказала со сцены: "Эта композиция, в которой мощно чувствуется сила и гордость русского народа! Мы рады исполнять ее в нынешнем мировом туре. И очень рады, что эту песню везде отлично принимают и любят теперь, кажется, также - как и мы!".
Но в самом конце Ричи Блэкмор все-таки не сдержался. Вышел на бис уже с электрогитарой на перевес. И сразу начал с запила в Difficult To Cure (трек 1981 года). Публика сразу же рванула к сцене, включила в знак уважения фонарики-телефоны, а Ричи и дальше прошелся по репертуару Rainbow. Только теперь с удовольствием вокальную партию исполнила Кэнлис Найт. Когда композиция смолкла, Ричи оглядел восторженный, переполненный зал, где, кажется, ни один человек уже не остался сидеть в своем кресле. А обозреватель "РГ" аплодировал так, что потом два дня больно было здороваться. После чего до того очень приветливый Блэкмор, молча и спешно ретировался за кулисы. К удивлению музыкантов, оставшихся на своих местах. Через минуту за мужем рванула Кэндис и вскоре вернулась к микрофону сокрушенная: "Спасибо вам, но концерт окончен!"…
Наверное, Ричи Блэкмор так спешно удрал, сообразив что публика очень любит его прежнего, и ходит на концерты прежде всего ради гитарных риффов и соло, а не средневековых баллад. И ему просто не хотелось разочаровывать этим свою душевную, красивую и любимую жену…