В Европейском центре ядерных исследований (ЦЕРН) зарегистрированы нейтрино, которые движутся быстрее скорости света.
Этот результат сразу же стал мировой сенсацией. Ведь, согласно всем представлениям, скорость света в вакууме постоянна, ничто не может двигаться быстрее. Это постулат, на котором почти 100 лет стоит современная физика. Поэтому руководитель сенсационного эксперимента OPERA Антонио Эредитато назвал его результаты "просто невероятными".
Действительно, пучок нейтрино преодолел расстояние в 732 километра на несколько миллиардных долей секунды быстрее, чем скорость света. Казалось бы, мизер, но он стал поводом для настоящего переполоха в научной среде. Закачался фундамент всей науки. Открытие заставит в корне пересмотреть представления о Вселенной. Поэтому ученые крайне осторожны в своих высказываниях. Хотя у них есть сильный козырь: они наблюдали эффект около 15 тысяч раз. А это уже статистика, которая позволяет говорить о научном открытии.
Впрочем, сразу же нашлись скептики. Они напоминают, что сообщения о движении различных объектов быстрее скорости света появляются регулярно, однако все они были опровергнуты. Ученые считают, что эти "феномены" являются следствием систематической ошибки в измерениях.
Интересно, что Антонио Эредитато особо подчеркивает простоту эксперимента, намекая на то, что ошибиться в нем сложно: "Как в школе, мы измеряем расстояние и время, делим одно на другое и получаем скорость". На самом деле ученый лукавит. Сначала в мощном коллайдере каждые шесть секунд протоны бомбардируют мишень, порождая мезоны, которые в полете распадаются с выделением тех самых нейтрино. Они пролетают сотни километров, пересекая границы нескольких государств, и оказываются в Италии, где их на глубине 1,4 километра ждет специальный детектор. Он не случайно запрятан так глубоко. Задача - отсечь фон, который создают нейтрино, прилетающие из космоса. Дело в том, что Вселенная пронизана самыми разными нейтрино, скажем, Солнце бомбит ими Землю - на один сантиметр в секунду попадает 100 миллиардов частиц. Только мы этого не замечаем.
Виктор Саврин, доктор физико-математических наук, заместитель директора НИИ ядерной физики МГУ, координатор участия российских ученых в проекте Большого адронного коллайдера:
- Само по себе превышение скорости света не удивляет. Оно давно наблюдается в различных средах. Так, при свечении Черенкова, за которое, кстати, была присуждена Нобелевская премия, электроны летят, например в пластике, быстрей, чем свет. Но вот в вакууме подобное никогда не было обнаружено, хотя проведены миллионы экспериментов. Свет всегда был пределом, преодолеть который, казалось бы, невозможно. Поэтому полученные сейчас результаты надо проверять многократно. В этих опытах может быть множество подводных камней. Скажем, важно обратить внимание на такой момент. Нейтрино вылетают из мишени пачками. Причем их огромное количество. Так вот надо очень точно зафиксировать вылет конкретных нейтрино именно из этой пачки и затем прилет в детектор именно их. А не других, из другой пачки. Кстати, временной промежуток между вылетами пачек как раз составляет ту величину, на которую превышена скорость света. Задача очень нетривиальная. Ведь нейтрино не окольцуешь, как птиц, за которыми следят при их перелетах. Все это надо многократно перепроверить, как и все другие возможные варианты, которые могут дать ошибки.
Ведь поставлено под угрозу "здание" современной физики, которое было построено выдающимися учеными, удостоенными многих Нобелевских премий. Кстати, ничего подобного в науке никогда не случалось. Каждый следующий шаг вперед был надстройкой над уже возведенными этажами. Фундаментальные понятия не опровергались. Хотя есть теория, что существуют частицы, движущиеся со скоростью больше световой - тахионы. Но до сих пор найти их не удавалось. Если все же окажется, что эксперименты, о которых говорит Антонио Эредитато, верны, и феномен существует, то, наверное, надо будет говорить о самых невероятных сегодня явлениях, может быть, и о путешествии во времени, и о существовании параллельных миров, в одном из которых скорость света - верхний предел, а в другом - нижний. Но все это, повторяю, пока далекие фантазии, сейчас надо тщательно проверять полученные результаты.