27.09.2011 00:43
Экономика

Северный морской путь может встать без новых ледоколов к 2016 году

Без обновления парка судов Севморпуть встанет к 2016 году
Текст:  Анна Чистякова (Архангельск)
Российская Бизнес-газета - : №34 (816)
Читать на сайте RG.RU

На 2-м международном арктическом форуме, который прошел в Архангельске, ученые, представители власти и бизнеса из России и стран-наблюдателей арктического региона обсудили вопросы развития транспортной инфраструктуры в Арктике. Самым важным из них стал вопрос о Северном морском пути.

- Для арктических регионов Севморпуть является главным фактором развития международных и межрегиональных экономических, социальных и культурных связей. По трассам Северного морского пути - арктическим рейсам и зимним дорогам - осуществляются коммуникации малочисленных народов, а также завоз грузов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности людей в Арктике, - говорит заместитель министра регионального развития РФ Александр Викторов.

Однако для нормальной эксплуатации Севморпути нужно решить целый ряд вопросов. Необходимы единая система управления, контроль ледовой проводки судов, совершенствование законодательства РФ в части госрегулирования и торгового мореплавания по трассам Севморпути. Нужна современная инфраструктура, обеспечивающая безопасные условия плавания судов в арктических морях, - гидрографическое обеспечение и ледокольное сопровождение.

Выступая на форуме, премьер-министр России Владимир Путин отметил, что закон, который призван урегулировать все вопросы судоходства по Северному морскому пути, может быть принят уже до конца этого года. Сейчас он вынесен на рассмотрение в Госдуму.

- По предварительным оценкам, объем перевозки грузов по Северному морскому пути к концу 2011 года может достигнуть 700 тысяч тонн, - сказал Владимир Путин. - Через Арктику лежит кратчайший путь между рынками Европы и Азии. Этот путь на треть короче традиционного южного маршрута. Это отличная возможность оптимизировать транспортные расходы. Поэтому государство и частные компании, которые выберут арктический маршрут для перевозок, вне всяких сомнений, получат весомые преимущества и дивиденды.

Премьер также отметил, что для развития Севморпути планируется реализовать целый комплекс мер: развитие существующих портов вдоль магистрали и строительство новых, обновление ледокольного флота, принятие законопроекта о Севморпути и ряд других мер. В числе важнейших задач он назвал формирование инфраструктуры на всей протяженности Севморпути. Здесь речь идет о комплекс ном транспортном проекте, призванном обеспечить динамичное развитие и освоение северных территорий РФ, решении важнейших экономических, социальных задач, создании новых производств и рабочих мест. Планируется расширить действующие порты и построить новые, такие как порт Варандей и порт Саббета на полуострове Ямал.

Также был затронут вопрос и о модернизации ледокольного флота. По словам вице-президента Российской академии наук Николая Лаверова, нынешний флот может стать недееспособным к 2020 году без обновления парка судов.

- В 2016-2017 годах возникнет так называемая "ледокольная пауза", когда подойдет к концу срок эксплуатации ледоколов "Таймыр" и "Вайгач", в этом случае необходимость в вводе в работу двухосадочных ледоколов, которые смогут обслуживать порты в устье Енисея, особенно актуальна, - поясняет заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский.

Поэтому было принято решение о строительстве в ближайшее время атомного ледокола нового типа и трех новых двух осадочных дизельных ледоколов, которые будут предназначены для круглогодичной эксплуатации в западном районе, а в летне-осенний период - в восточном районе Арктики.

В рамках программы "Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы" "Рос атом" планирует построить три двухосадочных ледокола, первый из которых предполагается спустить на воду в 2016 году, а также шесть дизель-электрических ледоколов. Каждое судно рассчитано на 40 лет работы. Общий бюджет, выделенный на строительство всех трех ледоколов, в целом составит около 90 миллиардов рублей.

Кроме того, модернизация арктического флота предполагает расширение роли транспортных средств двойного и универсального назначения, а также мало- и среднетоннажных судов, судов для перевозки контейнерных грузов, танкеров ледового класса и т.д. Развитие СМП предполагает модернизацию арктических портов Хатанга, Тикси, Дудинка, Диксон и создание новых портовых транспортно-логистических комплексов, рейдовых отгрузочных терминалов - Индига, Варандей и т.д. Задачи эти станут еще более актуальными по мере разработки арктического шельфа и необходимости грузооборота между странами.

По мнению генерального директора ЗАО ЦНИИМФ "Развитие Северного морского пути" Всеволода Переспыкина, основные проблемные вопросы, связанные с развитием главной арктической водной магистрали, - это тарифы.

- В настоящее время действуют достаточно высокие тарифы, принятые в 2005 году, - отмечает он. - При использовании их для расчета стоимости транзитной проводки судов по Севморпути выгоднее, оказывается, использование южного маршрута через Суэцкий канал. Расходы за рейс по Севморпути на 30 процентов выше, чем на южном маршруте. Привлечь иностранных и российских судовладельцев к маршруту перевозок из Европы в страны АТР и обратно по Севморпути возможно, если оплата за ледовую проводку транспортных судов не будет превышать стоимость прохода через Суэцкий канал.

Закон, подготовленный минтрансом о Северном морском пути, определяет разработку нового тарифа с учетом вместимости, ледового класса судна, расстояния проводки, сезона навигации. Этим же законом предусматривается воссоздание администрации Севморпути, на которую будут возложены основные функции по контролю и управлению.

Прямая речь

Игорь Левитин, министр транспорта РФ:

- Уже закончено согласование закона, который обеспечит нас нормативно-правовой базой по Севморпути и Арктике. Будет создана администрация Севморпути, и для нас это очень важно, потому что практически появится структура, которая будет осуществлять связь между теми субъектами РФ, которые находятся в арктической зоне, с иностранными транспортными коллегами.

В этом законе также будет установлено, что ледокольная проводка - это монопольный сектор. В связи с этим в документе также прописано, что тарифы будут регулироваться Федеральной службой по тарифам. То есть это уже не будет та стоимость проводки, которую раньше назначал арендатор судна, а это будет фиксированная государственная ставка. Также будет определена и зафиксирована лоцманская проводка.

Практически в этом законе мы даем будущим нашим партнерам по перевозкам Севморпути те правила игры, которые будут действовать на этом рынке в перспективе.

Ресурсы