27.09.2011 00:20
Культура

Юрий Богомолов: "Призрак оперы" по легенде благородное культуртрегерство, а по сути - пошлое шоу

Текст:  Юрий Богомолов (обозреватель)
Российская газета - Федеральный выпуск: №215 (5591)
Читать на сайте RG.RU

Проект Первого канала "Призрак оперы" по мере своего продвижения в эфире кажется все более метафорическим. И не только по отношению к реальности. По отношению к самому телевидению - тоже.

Оперные призраки

Известно, что призрачно все в этом мире бушующем. А уж высокое оперное искусство - тем более. Особенно если иметь в виду повседневную практику ТВ. Только на канале "Россия К" изредка можно увидеть легендарные оперные спектакли. На прошлой неделе случилось увидеть и послушать моцартовский шедевр "Так поступают все". На этой - не пропустите "Пиковую даму". Это - капли в море и мгновения в океане повседневного репертуара.

Но, как поется Кобзоном: "Не думай о секундах свысока". Другой дельный совет, который из песни не выкинешь: "Есть только миг, за него и держись".

"Мгновенья" встречи с культурной классикой, конечно, бесценны, но почему-то не слишком желанны для масс, что не есть правильно. Это постигли и руководители Первого канала и запустили проект "Призрак оперы".

Оперная классика в обнимку с призраком продается лучше.

Призраками-коммивояжерами служат нынче поп-звезды - Киркоров, Валерия, Лещенко, Билан и др. При них - квалифицированные "товароведы" в качестве судей - Виктюк, Казарновская, Соткилава. Своего рода оценщики в ломбарде. Они оценивают стоимость вокального номера по пятибалльной шкале.

По легенде, вся эта затея - благородное культуртрегерство. По сути - пошлое шоу.

Не так уж и важно, чего тут больше - сути или легенды; любопытно другое. Любопытно, как и почему высокая культура и масскульт воспылали друг к другу взаимностью. Хотя за глаза их представители, мягко говоря, не сильно благоволят друг к другу.

Смею предположить, что тут - взаимная корысть.

Оперные дивы снисходят на попсовые площадки с надеждой на более массовое признание. Море поклонения здесь гораздо просторнее, а океан художественности - намного мельче.

Поп-звезды же нередко комплексуют (но редко признаются) по поводу своей принадлежности к миру искусства. И потому стараются не упускать случая постоять рядом с оперным солистом, а еще лучше спеть с ним (или с ней) дуэтом и таким нехитрым способом погреться в лучах имиджа Хворостовского, Нетребко, Образцовой, Кабалье и кто там еще есть...

Это как в былые времена богатые купцы, обуреваемые тщеславием, стремились породниться с дворянами, или попросту купить дворянское звание.

Так или иначе, но в нашем случае избалованные массовым успехом мастера шоу-бизнеса поспешили принять предложение режиссера Василия Бархатова поучаствовать в его шоу "Призрак оперы".

Смотреть, как кукухи и петушки облизывают друг друга, как Киркоров в перьях и в блестках лоснится от жирных комплиментов, как гений театральных реверансов Роман Виктюк поет величальную в адрес Димы Билана, - занятие упоительное до тошноты.

Вообще, послушать резолюции Виктюка, Казарновской и Соткилавы, так можно подумать, что мировая оперная сцена многое потеряла без Киркорова, Билана и Валерии. Но ведь еще не поздно исправить ошибку выбора.

...От переизбытка сахара кажется, что в какой-то момент делается нехорошо и самим участникам шоу. Словно почуяв это, судьи в последний раз слегка обидели Льва Лещенко. Обида состояла в том, что он, Лещенко, был признан не гением вокала, а просто выдающимся вокалистом, который к тому же почему-то спел номер из "Моей прекрасной леди" не на языке Бернарда Шоу. У них, у оперных королей, так не заведено. Это дурной тон.

Упреки обидные, но мы, телезрители, утешаемся тем, что в ближайшее воскресенье первого исполнителя "Дня Победы" обольют медом восторгов, восхищений и поздравлений, и Лев Валерьянович еще увидит небо в алмазах.

После такого изобильного политеса хочется, чтобы кто-то кому-то дал в морду.

Призраки бизнес-элиты

Недели две назад бизнесмен Александр Лебедев дал в морду бизнесмену Сергею Полонскому на записи программы "НТВшники".

Потребность в такого рода выплеске эмоций была, вероятно, столь велика, что это скоротечное мордобитие все телеканалы (включая зарубежные) крутили и крутили аж две недели. Сначала в качестве "промо", затем просто так, для оживления новостных выпусков. Затем сделали эту драку объектом углубленного анализа на ток-шоу "Прямой эфир". Да и само НТВ сочло бы непростительной расточительностью, если бы не собрало второго рейтингового урожая со своей скандальной поляны. Потому уделило внимание поссорившимся бизнесменам в своей воскресной развлекательно-аналитической программе "Центральное телевидение".

Вадим Такменев это сделал с юмором, в два притопа, в три прихлопа, исключительно смеха ради. Наметилось что-то вроде мыльной оперы "Богатые тоже дерутся".

А вот Михаил Зеленский в "Прямом эфире" решил провести фундаментальное расследование с моделированием драки посредством компьютерной графики, с привлечением адвокатов, экспертов (в числе которых наиболее авторитетным представлялся Жириновский), с очной ставкой дуэлянтов, с приглашением записных моралистов, среди которых наиболее авторитетным опять же оказался Жириновский и т.д.

Примечательно и показательно присутствие в подобных шоу адвоката Добровинского. Не было такого громкого, имеющего судебную перспективу скандала на Руси в последнее время, в котором бы он не объявился на той или иной стороне тяжбы. Он сам по себе уже как народная примета рейтинговой и высоко затратной разборки. И всегда он смотрится как залог успеха. Так, наверное, и должен смотреться профессионал в своем деле.

Что, однако, в манере и стилистике его поведения перед телекамерами явственно проступает, так это удовольствие, с которым он готов ворошить и даже смаковать скандальную ситуацию.

Так ведь это есть и во всех наших телешоуменах от Малахова до Пьяных. Только они не так артистичны в своем профессиональном балансировании на канате морали, как господин Добровинский.

***

А впереди нас ждут захватывающие аттракционы балансирования на канатах морали в "Честных понедельниках", в "Поединках", в "Исторических процессах" с участием опереточных призраков от шоу-политики типа Проханова, Кургиняна...

Призраки имеют свойство материализовываться, не к ночи будь сказано. Мы это знаем по цитате из Маркса. Когда-то по Европе бродил призрак коммунизма. Теперь по нашим телеэкранам бродит призрак СССР.

Один в художественном формате - "Сделано в СССР". Другой в - документальном - "СССР. Крах империи".

Третий - в качестве заклинаний левых.

ТВ и сериалы