27.09.2011 00:39
Экономика

Эксперт: Налоговая нагрузка меняется не в пользу конечного потребителя

Налоговая нагрузка меняется не в пользу конечного потребителя
Российская Бизнес-газета - Налоговое обозрение: №34 (816)
Читать на сайте RG.RU

Владимир Рябинников, председатель совета директоров "Рябинников и Партнеры"

За последние годы отчетливо наметилась тенденция постоянного изменения налогового законодательства. Ранее большая часть налоговой нагрузки приходилась именно на бизнес, причем не важно какой - малый, средний или крупный. Но начиная с 2003 года государство серьезно задумалось об изменении налоговой нагрузки путем ее перераспределения и переноса в сторону крупного бизнеса и конечного потребителя. Начало изменениям было положено введением специальных налоговых режимов. Как следствие, вектор изменился в сторону среднего и крупного бизнеса и в сторону физических лиц, а с малого бизнеса в итоге сняли большую часть налогового бремени.

Однако если посмотреть на все это с точки зрения простого потребителя, то на деле все выглядит абсолютно не так...

Государство снизило ставку налога на доходы физических лиц до 13 процентов (напомню, что ставка подоходного налога, действовавшая до введения главы 23 Налогового кодекса РФ, была прогрессивная и доходила до 30 процентов), и сделало ее единой. Но... повысился акциз, т.е. косвенный налог. А конечным плательщиком косвенного налога является именно потребитель. Что мы имеем в результате? Производитель включает акциз в стоимость товара и, как следствие, компенсирует свою оплату в бюджет налога за счет средств потребителя. Не будем забывать о том, что одним из ключевых аспектов формирования стоимости товаров (работ, услуг) являются транспортные расходы, соответственно - стоимость топлива. А топливо - подакцизный товар.

И не надо говорить о том, что сейчас в основном повышают таможенные пошлины. Их производитель тоже учитывает при формировании первоначальной цены продаж в форме рентабельности и маржинальности.

Так что же еще изменилось?

Отменили ЕСН, ввели взносы во внебюджетные фонды: была 24 процента ставка ЕСН - стала 36. Результат - возврат к "конвертным зарплатам". Бизнес взвыл. Законодатели начали рассматривать варианты изменения. И одно из предложений - часть взносов перенести непосредственно на самих физических лиц!

Государство вводит новый налог. Налог на недвижимость. Вопрос: на кого ляжет нагрузка? Ответ - на физическое лицо!

КПРФ лелеет идею возврата к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц. Минтранс говорит о необходимости возврата к дорожным фондам. Напомню, что Закон "О дорожных фондах в РФ" был отменен с 2002 года, а начисленные и уплаченные по этому закону налоги включались в себестоимость продукции, т.е. в стоимость, и опять перекладывались на конечного потребителя.

Несомненно, необходимо уменьшать налоговое бремя на бизнес, иначе ни о какой инвестиционной привлекательности Российской Федерации и говорить даже не стоит... Но нужно подумать и о людях. О тех самых конечных потребителях.

Ни для кого не секрет, что индексация заработной платы безнадежно отстает от уровня инфляции. А с увеличением налоговой нагрузки люди, находящиеся на черте бедности, сразу провалятся за ее пределы... Возможности конечного потребителя, т.е. физического лица, - не бесконечны. Эти возможности зависят исключительно от того, как будет развиваться наше законодательство. В том числе и налоговое. Ослабление налогового контроля и фискальных функций государства, несомненно, большой и важный шаг в сторону развития предпринимательства, но наши люди не готовы быть предпринимателями в своем большинстве. И все те меры, которые государство предприняло, а это и уведомительный характер регистрации индивидуальных предпринимателей для определенных видов деятельности, и отмена применения контрольно-кассовой техники (также для определенных видов деятельности), и специальные налоговые режимы, и государственные программы поддержки, и льготные кредиты, - все это очень хорошо, но мало. Люди боятся быть предпринимателями, боятся прогореть и все потерять.

Законодателям следует задуматься, а смогут ли конечные потребители нести такое налоговое бремя? Налоговая реформа должна проходить более плавными темпами и зависеть не от данных Госкомстата, а от реальных данных о доходах населения, уровне заработной платы, занятости населения, количества работоспособного населения. Тогда можно дальше продолжать изменение налоговой нагрузки. Ведь если взять статистику, то можно привести банальный пример: 10 человек получают заработную плату 17 тыс. рублей, а 1 человек - 100 тыс. рублей. Среднестатистическая заработная плата получается 25 тыс. рублей. Но ведь это не верно! Средняя - 17 тыс. рублей, а исключение - 100 тыс. рублей.

В настоящий момент основные налоговые поступления бюджета по-прежнему основаны на ресурсных налогах, т.е. налогах, полученных в результате сбора налогов с сырьевой отрасли. Таможенные сборы и пошлины при экспорте нефти и газа, акциз, налог на добычу полезных ископаемых и налог на добавленную стоимость - вот основные составляющие налоговой доходной части бюджета. При этом данные налоги формируют доходную часть федерального бюджета, а региональные и местные бюджеты налоговые доходы получают от уплаты налога на имущество организаций, налога на игорный бизнес, транспортного налога, земельного налога и НДФЛ, а также части налога на прибыль.

Доля этих налогов ничтожно мала по сравнению с федеральными налогами, и в региональных и местных бюджетах происходит нехватка денежных средств. Для изыскания дополнительных средств в региональные и местные бюджеты законодатели и предлагают изменить налоговую нагрузку в пользу уплаты налогов физическими лицами, а не субъектами предпринимательской деятельности. Но потянет ли население такую налоговую нагрузку с учетом доходов, которые оно (население) получает?

Налоги