С1 октября вступает в действие программа налогообложения нефтяной отрасли, получившая название "60-66". За последнее время это, пожалуй, самая решительная попытка властей поднять эффективность отечественной углеводородной экономики за счет более глубокой переработки сырья и сокращения продажи за рубеж нефтепродуктов с низкой добавленной стоимостью.
Постановление правительства N 716 кардинально меняет экспортные пошлины на сырую нефть и нефтепродукты. На светлые они чуть снижаются - с 67 до 66% от нефтяной, на темные резко возрастают - с 46,7% до 66%, и в итоге выравниваются с темными, на бензин остаются на прежнем, по сути, заградительном уровне - 90%. Параллельно предполагается понизить пошлину на нефть - с 65 до 60%, а с 2015 года темные нефтепродукты уравнять по экспортному бремени с нефтью.
По словам аналитика "ИФД КапиталЪ" Виталия Крюкова, в последние годы экономические стимулы в нефтянке "были неверными". Пошлину на мазут и другие темные нефтепродукты государство сильно занизило в надежде, что полученный таким образом дополнительный доход нефтекомпании будут вкладывать в модернизацию НПЗ и вырабатывать более ценные и дорогие светлые нефтепродукты. Но этого не случилось. Все гнали за рубеж мазут, а прибыль использовали как придется. В итоге только в минувшем году экспорт мазута вырос наполовину при росте производста на треть и сокращении внутренного потребления на 20%. Всего за это время из России, по данным Росстата, было вывезено 132,2 млн т нефтепродуктов, из них 72 млн т - мазута, который импортеры используют как котельное топливо или прогоняют через собственные современные мощности и получают отличный бензин или авиакеросин. Понятно, что такой уклон не сильно приблизил нас по эффективности переработки к индустриально развитым странам: их норма - 92 - 95%, тогда как аналогичный показатель в России всего 72%. Вероятно, как крупнейший в мире нефтеэкспортер мы и дальше бы ехали на этом коньке, но дешевая материковая нефть кончилась, а разработка шельфа требует громадных начальных вложений и неведомых нам и довольно сложных технологий.
Бюджет от экспортнопошлинного маневра ничего не потеряет, убежден вице-премьер правительства Игорь Сечин. Тот недобор, который образует снижение налога на нефть, компенсирует прибавка от повышения пошлин на темные нефтепродукты.
Тут, правда, уместен вопрос: как скоро будет получена эта прибавка?
"Компании, у которых есть НПЗ с небольшим выходом светлых нефтепродуктов, пострадают довольно сильно, - признает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. - Так что до 30% нефтеперерабатывающих мощностей в стране из-за нерентабельности придется закрыть". "Властям еще предстоит разобраться с условиями компенсации нескольким компаниям, которые окажутся в невыгодном положении из-за того, что мощности переработки у них превышают объемы добычи нефти", - вторит ему содиректор "Инвесткафе" Григорий Бирг. В будущие потерпевшие аналитики единодушно записали "Башнефть" с ее высокосернистой нефтью и низким уровнем переработки и недавно пущенный в Татарии комплекс ТАНЕКО, где нефть вообще не добывают. Зато однозначно выиграют ВИНКи (вертикально интегрированные нефтяные компании). Дополнительная прибыль ТНК-ВР оценивается в 508 млн долларов, "Роснефти" - 894, "Сургутнефтегаза" - 287, "ЛУКОЙЛа" - 360, "Газпром нефти" - 165 млн долларов. Но есть ли гарантия, что деньги эти в качестве инвестиций пойдут именно на модернизацию переработки?
Авторы реформы убеждены: новые пошлины заставят нефтекомпании вкладывать деньги в НПЗ, ориентируясь прежде всего на внутренний рынок. На всякий случай власти решили не упускать инициативу из рук. Еще летом 12 нефтяных компаний подписали соглашения с ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом, цель которых реконструкция и создание новых нефтеперерабатывающих мощностей.
Характерно, что сразу после выхода постановления правительства о новых нефтяных пошлинах в потоке откликов выделялась отчетлиая пессимистичная нота. "Новая формула будет стимулировать рост цен на бензин в России, - считает партнер ФБК Игорь Николаев. - Главная причина в том, что для нефтяных компаний становится выгодным экспортировать сырую нефть. Поэтому следует ожидать, что дефицит нефтепродуктов на внутреннем рынке, который мы уже сегодня частично наблюдаем, при наших немодернизированных НПЗ будет только увеличиваться, что в итоге может обернуться реальным дефицитом качественного топлива. А это всегда ведет к росту цен". "Надо давать себе отчет, что вводимая сейчас система не покрывает всего комплекса задач регулирования нефтяного сектора, - отмечает президент Института энергетики и финансов Владимир Фейгин. - Поэтому исходя из чисто экономических приоритетов, отдельные компании могут увеличить экспорт сырой нефти в ущерб объемам переработки, на тех или иных НПЗ возможен технологический маневр с повышением выхода, скажем, дизельного топлива и увеличением его экспорта". Михаил Крутихин вообще не видит большого прока от унификации нефтяных налогов: "С 2015 года пошлина на нефть будет такой же, как на мазут. И какой же смысл его изготавливать?
Роста цен на бензин опасается и ФАС. Но чтобы этого не произошло, служба предлагает снижать акцизы на топливо при высоких, более 90 долларов за баррель, ценах на нефть и не повышать их в 2012 и 2013 годах. Гибкая система акцизов сгладит последствия перепадов цен на нефть и их влияние на розничную стоимость бензина, причем за счет государства, а не потребителей и нефтекомпаний".
Предложения ФАС неизбежно приведут к выпадающим доходам, утверждают в минэнерго. В министерстве разработали собственный законопроект об акцизах с привязкой к классу топлива. Документ уже разослан для согласования, сообщили в пресс-службе.
В любом случае правительству еще предстоит разобраться во всех этих акцизных хитросплетениях, прежде чем будет вынесено окончательное решение. Но вряд ли это удастся сделать до 1 октября. Так что одна часть реформы начнет действовать, а другая - досогласовываться. К тому же юридически никак не оформлена и еще одна важная новация - о снижении экспортной пошлины на нефть. По рынку уже поползли слухи, что новая пошлина будет вводиться не законом о таможенном тарифе, а ежемесячными постановлениями правительства и фактически станет плавающей - от 60 до 65% в зависимости от цен на бензин, а если говорить прямо, "управляемости" нефтяников. В минэнерго нам ситуацию прояснить не смогли. Но эксперты в целом единодушны. "Если события пойдут по такому сценарию, это будет негативным сигналом для рынка", - констатируют аналитики Альфа-Банка. Сроки окупаемости в upstream, как правило, превышают 5 - 7 лет, и компаниям для принятия инвестиционных решений требуется определенность в фискальном режиме, а потенциальные налоговые новации снижают степень предсказуемости будущих денежных потоков по проектам, а значит, увеличивают риски", - отмечает Денис Борисов из Банка Москвы.
"Для того чтобы в перемены поверили все, - cчитает партнер Ernst & Young Алексей Кондрашов, - снижение экспортной пошлины на нефть надо закрепить на законодательном уровне, а не возвращаться каждый месяц к этому вопросу, готовя очередное постановление правительства".