27.09.2011 00:40
Экономика

Эксперты: Повышать налоговую эффективность надо системно

Повышать налоговую эффективность надо системно
Текст:  Ольга Сурикова (старший менеджер отдела налогового и юридического консультирования, КПМГ) Александра Чекмарева (директор отдела налогового и юридического консультирования, КПМГ в России)
Российская Бизнес-газета - Налоговое обозрение: №34 (816)
Читать на сайте RG.RU

Задумывались ли вы о налоговой функции как об эффективном инструменте управления и оптимизации денежных потоков по налоговым платежам, о том, какую роль играет налоговая функция в компании?

Исследуя вопрос организации налоговой функции, мы выяснили, какие причины и факторы влияют на ее эффективность в российской практике.

Как правило, российская практика организации налоговой службы предполагает выполнение повседневных учетных функций, подготовку расчета налогов, своевременность предоставления налоговой отчетности, сопровождение налоговых проверок, досудебное и судебное администрирование налоговых споров.

Такая особенность организации налоговой функции обусловлена в первую очередь неоднозначной интерпретацией норм и частой изменчивостью законодательства, правоприменительной практики, сложностью порядка расчета налогов, необходимостью обеспечения должного документооборота ежедневных транзакций и сделок, администрирования камеральных и выездных проверок и взаимодействия с налоговыми органами.

Какие признаки могут свидетельствовать о налоговой неэффективности в компании/группе компаний? Приведем некоторые из них, которые часто встречаются на практике: высокое отклонение эффективной налоговой ставки и величины налоговой нагрузки от запланированных величин, существенный размер невычитаемых расходов, применение правил недостаточной капитализации, наличие невычитаемых убытков, невозмещение переплаченного налога по истечении срока давности, значительные суммы дополнительных начислений по данным налоговых проверок/судебных дел, значительный период оборачиваемости НДС, несвоевременное принятие или непринятие к вычету предъявленного НДС либо невозмещение сумм НДС из бюджета и другие. Следует помнить, что наличие хотя бы одного из перечисленных признаков оказывает существенное влияние на величину текущих налоговых обязательств, размер эффективной налоговой ставки и как следствие - на размер чистой прибыли и денежные потоки компании/группы компаний.

Данный перечень источников неэффективности можно продолжить, но бесспорно одно - наличие приведенных факторов свидетельствует о комплексе нерешенных вопросов в управлении процессами в области налогообложения. В связи с этим решать вопрос о повышении налоговой эффективности следует системно, зачастую путем изменения или оптимизации основных бизнес-процессов организации и совершенствования налоговой функции.

Как показывает наша практика организации налоговой функции, анализ причин и факторов неэффективности, идентификация зон налоговых рисков и "критических" областей налоговой функции и как следствие - эффективно выстроенные бизнес-процессы в части реализации налоговой функции могут стать дополнительными источниками повышения эффективности бизнеса и повышения ликвидности денежных средств, выраженными в обоснованном снижении налоговой нагрузки, ускорении оборачиваемости отложенных налоговых активов и НДС, а также повышении величины чистой прибыли после налогообложения.

Налоги