Между предприятиями прибрежного лова и пограничным управлением ФСБ России по Мурманской области возник конфликт.
Пограничники считают, что рыбаки нарушают закон, перегружая выловленную рыбу на транспортные суда для отправки на берег. Рыбаки не согласны с доводами погрануправления и считают, что данный закон способен парализовать весь прибрежный промысел в Заполярье.
Не сошлись во мнениях
Три года назад вступило в силу постановление правительства РФ от 26 ноября 2008 года N 886, которое разрешило рыбакам-прибрежникам ловить рыбу в исключительной экономзоне РФ, на расстоянии до 200 миль от берега. Этот шаг стал большим прорывом в развитии прибрежного рыболовства: полностью осваивать прибрежную квоту, не выходя за пределы 12-мильной зоны территориальных вод, нереально. Однако решение этой проблемы породило ряд других сложностей. Чем дальше от берега ведется лов, тем дольше и дороже становится доставка рыбы на берег. Рыбаки нашли выход: обработанную и замороженную рыбу они начали перегружать прямо в море на транспортные суда.
Однако морская инспекция пограничного управления ФСБ России по Мурманской области сочла эту практику незаконной. Пограничники ссылаются на федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", который указывает, что "уловы водных биоресурсов, добытые при осуществлении прибрежного рыболовства, используются для производства рыбной и иной продукции на территории прибрежных субъектов Российской Федерации". Погранслужба трактует это как полный запрет каким-либо образом перерабатывать на судне улов, добытый по прибрежной квоте. Кроме этого, не дозволяется и перегрузка уловов на транспортные рефрижераторы. Эта схема, считают в погрануправлении, используется для "увода" прибрежной рыбопродукции в другие регионы или на экспорт, что противоречит самой идее прибрежного рыболовства, главная цель которого - загружать сырьем береговую рыбопереработку.
В частности, перегрузка и переработка рыбы вменяется в вину капитану судна М0111 "Андромеда", который по решению суда обязан выплатить более 11,5 миллиона рублей штрафа. На компанию "Согра" наложен аналогичный штраф, сумма которого почти в три раза выше - более 31 миллиона рублей. В толковании закона судьи солидарны с пограничниками. Например, в судебном решении по делу "Андромеды" указывается, что "перегрузка уловов водных биоресурсов характеризует деятельность по промышленному рыболовству, для целей прибрежного рыболовства такой операции не предусмотрено".
- На встрече в погрануправлении ФСБ России по Мурманской области генерал-лейтенант Сергей Кудряшов сообщил, что у них только по перегрузам зафиксирован еще 21 случай, - подчеркнул директор компании "Андромеда" Юрий Задворный, выступая на внеочередном заседании правления Союза рыбопромышленников Севера, посвященном проблемам прибрежного рыболовства. - Мелким компаниям грозит банкротство, а крупным - тяжелое финансовое положение.
Кто раскачивает лодку?
Недавно эта проблема обсуждалась в областном правительстве на совещании с участием заместителя председателя Госдумы Валерия Язева, губернатора Мурманской области Дмитрия Дмитриенко, главы Росрыболовства Андрея Крайнего, рыбаков и пограничников. Высокопоставленные чиновники заверили, что законодательные недоработки будут устранены, а до того времени рыбаки могут не опасаться преследований.
- Пока в толковании ряда позиций закона есть "вилка", - отметил Валерий Язев. - Имеются сложности с определением понятий. С одной стороны, есть положение, позволяющее перегрузку и какую-то частичную переработку рыбы. С другой стороны, есть судебная практика, хотя у нас и не прецедентное право. Принято решение разработать "туннельный" законопроект, который внесет поправки в ряд законов, чтобы не допускать их дальнейшего двоякого толкования.
В свою очередь, Дмитрий Дмитриенко сообщил, что руководитель пограничной службы ФСБ России Владимир Проничев дал указание еще раз внимательно посмотреть всю нормативную базу, на основании которой пограничные службы обращались в суд. Принято решение провести все необходимые процедуры, чтобы минимизировать последствия от тех действий, которые уже проведены, подчеркнул губернатор. Дальнейших судебных обращений на сегодняшний день не планируется, а по тем двум решениям суда будет проведена соответствующая работа.
Однако, судя по всему, этой договоренности для исчерпания конфликта оказалось недостаточно. Буквально на следующий день руководитель пограничного управления ФСБ России по Мурманской области Сергей Кудряшов собрал совещание координационной рабочей группы по пограничной безопасности с участием рыбопромышленников.
- Пограничная служба действует в строгом соответствии с законом, - сказал Сергей Кудряшов журналистам перед началом заседания. - Не может здесь быть никаких договоренностей. Есть ряд деструктивных сил, которые пытаются раскачать лодку, придать ситуации политическое значение. Мы этого не допустим.
Думайте сами, решайте сами
Увы, прорех в рыболовном законодательстве действительно хватает. Например, само понятие "прибрежное рыболовство" до сих пор не имеет четкого определения. Указания на этот счет в законе о рыболовстве весьма туманны: он определяет прибрежное рыболовство как предпринимательскую деятельность "по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, приемке, обработке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов" в местах, определенных властями прибрежных регионов. По мнению рыбаков, здесь есть существенные неясности. Особенно недостает детальной расшифровки понятий "транспортировка". Что имеется в виду: доставка рыбы на берег тем же траулером, который ее выловил, или отправка улова на берег транспортным судном? По мнению рыбопромышленников, четкого ответа на этот вопрос нет, и в результате каждая сторона конфликта толкует статью закона по-своему.
Мурманская областная Дума попыталась внести ясность. Депутаты предложили внести в закон "О рыболовстве" изменения, разрешающие рыбакам-прибрежникам ловить рыбу с использованием транспортных судов. Федеральные власти эту инициативу не поддержали.
Таким же нечетким остается и понятие "производство рыбной продукции", фигурирующее в законе "О рыболовстве". Пограничники и суд толкуют его бескомпромиссно: никакого производства на судах прибрежного промысла быть не должно. Однако если следовать этой логике, то фактически любую деятельность прибрежников в море можно считать браконьерством, подчеркивают рыбаки. Ведь улов, только что поднятый на борт, нельзя тут же отправлять в трюмы. После вылова рыбы в ней начинают усиленно размножаться бактерии, поэтому ее нужно как минимум охладить, чтобы сохранить ценный продукт и не дать ему испортиться. В комментарии к закону "О рыболовстве" от 20 декабря 2004 года указано, что сохранением считается "производство охлажденной, мороженой, соленой, сушеной, вяленой и копченой рыбы...". Кроме того, введенный 1 января 2007 года ГОСТ Р 50380-2005 "Рыба, нерыбные объекты и продукция из них" даже охлажденную рыбу-сырец определяет как продукцию. А если речь идет о продукции, то ее, как известно, производят. Исходя из этого, рыбаки считают, что прибрежный лов неотделим от производства. Ни для кого не секрет, что они не первый год занимаются поставками охлажденной и мороженой рыбы в Мурманскую область. Чем кончится этот затянувшийся спор, покажет время.