28.09.2011 00:06
Культура

В Екатеринбурге прошел театральный фестиваль "Реальный театр"

В Екатеринбурге прошел театральный фестиваль "Реальный театр"
Текст:  Марина Дмитревская
Российская газета - Федеральный выпуск: №216 (5592)
Читать на сайте RG.RU

На открытии самого крупного регионального общероссийского фестиваля хозяева, Екатеринбургский ТЮЗ, показали премьеру - спектакль Григория Дитятковского "Без вины виноватые" по пьесе А. Островского.

Спектакль Григория Дитятковского - отнюдь не мелодрама о покинутой когда-то девушке Любови Отрадиной, потерявшей сына и ставшей известной актрисой Кручининой. Это не вполне та история, где в конце Кручинина находит сына, молодого актера Григория Незнамова, и их объятия означают лучезарный happy and. То есть да, находит, но финал страшен и трагичен по-иному: Дитятковский поставил саркастическую историю об актерской природе и, назначив на главную роль уникальную актрису Светлану Замараеву, рассказал о прекрасном священном чудовище - Актрисе, которая играла, играет и будет играть везде и всегда. Потому что это актерская природа (кто не играет везде и всегда не актер), и встреча с этой природой не сулит жизни ничего хорошего...

Этот ужас тотального моделирования себя в "предлагаемых обстоятельствах" сыгран Замараевой сильно и страшно. Всю жизнь ее красавица Кручинина играет перед каждым встречным драму о потерянном сыне. Она заламывает руки, как в "немом фильме" (действие перенесено в эпоху модерна, и на Кручининой - светские костюмы Комиссаржевской). Она принимает "ермоловские" позы, а иногда протанцовывает трагические эпизоды своей эпопеи, как протанцовывала их Анна Каренина-Замараева в давнем спектакле Анатолия Праудина "Дневник Анны К.". То есть примеривает разные типы театра. Потерянный сын - пьеса ее в жизни, она играет ее привычно, с аффектированными истериками и слезами истинного переживания (поди разбери где что...), оправдывая свою "странность", о которой говорят все, превратив страдание в амплуа, а окружающих делая партнерами, персонажами. И когда встречает реального сына, ясного и искреннего юношу, для которого жизнь важнее театра, - теряется и изображает обморок. Ведь встреча не предполагалась, она не знает, как играть этот эпизод, и надо сосредоточиться... А когда Кручинина приходит в себя, то, не обращая внимания на Незнамова, прекрасного живого мальчика (Сергей Тиморин), - начинает играть сцену с его медальоном, обращая монолог к пряди младенческих волос, а не к растерянному юноше, нашедшему родную маму. И на естественный вопрос Незнамова о том, кто его отец, вопит: "Зачем тебе отец? Ты будешь актером!"

Фортепианно-струнное трио у левой кулисы, светлые мобильные декорации Анатолия Шубина, деталями которой становятся старинная театральная машинерия и театр теней, летящие мизансцены... Хотя Дидятковский - режиссер-эстет, всегда играющий с культурными сюжетами и стилями, в "Без вины виноватых" еще не до конца выверены те "театры", в которые "перевоплощается" взвинченная, с невидящим взором, Кручинина (тут и провинциальный театр ХIХ века, и театр Праудина, однокурсника Дитятковского, когда-то создавшего в Екатеринбургском ТЮЗе тот театр, примой которого была Замараева). Лишними, "вторыми сюжетами" оказываются провинциальные интриганы-актеры во главе с Коринкиной, ведь чисто театральными средствами сыграна другая, беспощадная и восторженная, фарсовая и трагическая пьеса о природе актера, который одновременно и "всё", и "ничто".

"Актриса. Вот и всё", - говорит о себе Кручинина. Светлана Замараева собой, своим сценическим бесстрашием демонстрирует это "вот и всё" - себя, играющую Кручинину, которая играет спектакль своей жизни, не способная открыться жизни живой. Без вины виноватая, заложница природы и профессии...

Драматический театр Екатеринбург Урал и Западная Сибирь