29.09.2011 00:50
Власть

Федеральная палата адвокатов начала борьбу с "карманными" защитниками

Федеральная палата адвокатов предлагает меры против "карманных" защитников
Текст:  Владислав Куликов
Российская газета - Федеральный выпуск: №217 (5593)
Читать на сайте RG.RU

Адвокатское сообщество начинает борьбу с таким порочным явлением, как "карманные" адвокаты.

Эти люди не вооружены, но особо опасны. Они приходят, когда человек в беде, но под видом помощи лишь топят клиента. В итоге такие защитники дискредитируют и свою корпорацию, и правовую систему в целом.

Как сообщила пресс-служба Федеральной палаты адвокатов, недавно представители палаты приняли участие в большом семинаре-совещании в Главном управлении на транспорте МВД России, где договорились совместно бороться за высокое качество юридических услуг.

Честно говоря, полиция в данном случае не самая заинтересованная сторона. Иному следователю или дознавателю выгодно, чтобы защитник оказался беззубым. Зачастую такие с позволения сказать правоохранители создают вокруг себя "пул" адвокатов, которых вызывают при каждом удобном случае. Одни получают нужный им приговор без хлопот (и галочку в отчете), другие - гонорар без хлопот, а крайним остается клиент, быть может, невиновный человек. Но до его судьбы никому нет дела.

Однако по большому счету, от таких спаек страдают и сами полицейские, и адвокаты. Привыкнув работать спустя рукава, они теряют навыки и уже не способны браться за настоящее дело. Зубастая же защита держит следствие в тонусе именно для того, чтобы за решетку попадали только настоящие преступники. Поэтому адвокатское сообщество предлагает работать сообща с правоохранителями, чтобы разбивать подобные спайки. Прежде всего речь идет об адвокатах по назначению, якобы бесплатных.

Мало кто знает, что в некоторых случаях осужденному могут выставить счет за услуги назначенного государством адвоката. Сначала защитник получит свой гонорар из казны, а потом казна взыщет расходы с осужденного. От оплаты освобождаются лишь в определенных случаях, например, если осужденного официально признают малоимущим.

Тем обидней платить за такую защиту. Согласно данным судебного департамента при Верховном суде России, в прошлом году государство назначало защитников 1 миллион 370 тысяч 365 раз. Общий счет за услуги назначенных адвокатов составил 1 миллиард 418 миллионов 641 тысяча 789 рублей. Даже при небольших государственных тарифах на защиту получается довольно объемный рынок. В бедных регионах работа по назначению нередко составляет основной, если не единственный, доход адвоката. Поэтому многие защитники предпочитают не ссориться со следствием, дабы иметь постоянные заказы. Мол, кто платит, тот и заказывает музыку. А в данном случае вроде как платят люди в погонах? Но это неправильный подход. Чтобы не допустить особо тесных отношений отдельных защитников со следствием, многие адвокатские палаты устанавливают свой порядок распределения защитников на работу по назначению. Это могут быть дежурства, какая-то очередность, любая другая процедура, даже создание диспетчерских пунктов, которые бы распределяли вызовы среди защитников. Лишь бы конкретный следователь не мог вызвать конкретного адвоката.

На прошедшем семинаре, как сообщает Федеральная палата адвокатов, представители защитного сообщества высказали, как сообщается, "просьбу о недопустимости игнорирования органами дознания решений советов адвокатских палат в части установленного порядка участия адвокатов по назначению". Кроме того, защитники объяснили полицейским, как лучше жаловаться.

По мнению дознавателей, иногда защита прибегает к неэтичным (мягко говоря) средствам, например, затягивает процесс под различными предлогами. Представители Федеральной палаты адвокатов объяснили, в чем состоит ответственность защитнику при затягивании следственных действий и как быть следователю, если адвокат допустил нарушения. Если в двух словах, надо жаловаться не напрямую в адвокатскую палату, а в минюст - с просьбой внести в адвокатскую палату представление о возбуждении дисциплинарного производства. С точки зрения процедуры это важный момент: кодекс профессиональной этики адвоката не рассматривает обращения от следователей как повод для возбуждения дисциплинарного производства. Но это не значит, что нарушения должны оставаться безнаказанными.

На самом деле дискуссия о карманных адвокатах ведется не первый год. Специалисты связывают проблему с тем, что адвокатские корочки получило немало бывших следователей, прокуроров, а то и оперативников спецслужб. Это люди с определенным, можно сказать, обвинительным менталитетом. Одни меняются после перехода в "защитное" состояние, а для других классово близкими навсегда остаются бывшие коллеги в погонах.

Также появилось огромное число вузов, выпускавших юристов-недоучек. Но все-таки, по мнению многих адвокатов, лицо сообщества определяют другие защитники, для которых профессиональная честь не пустой звук. Недавно на одном из международных правовых семинаров среди приобритенных проблем были названы борьба с карманными адвокатами и финансирование бесплатной помощи. Опыт российских коллег в этом отношении был признан уникальным.

Уголовное право