Минобороны решило полностью уничтожить самые большие атомные подводные лодки в мире проекта 941 "Акула". Планируется к 2014 году утилизировать три остающиеся на плаву субмарины: "Архангельск", "Дмитрий Донской" и "Северсталь". Целесообразность этого решения вызывает споры.
Ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941, спроектированные в Ленинградском Центральном конструкторском бюро "Рубин" в начале 1980-х годов, стали мировой сенсацией. Каждая лодка состояла из двух отдельных прочных корпусов, соединенных переходными шлюзами, трех прочных модулей и двадцати шахтных пусковых установок, расположенных между корпусами, Все это обвязывалось легким корпусом. Два прочных корпуса шли параллельно друг другу - в них размещались жилые отсеки, реакторы, системы управления и жизнеобеспечения. В одном из прочных модулей находился торпедный отсек с шестью торпедными аппаратами. Два других модуля - это центральный пост и кормовой отсек. На субмарине имелась также огромная спасательная камера, способная всплыть со всем экипажем даже с запредельной глубины. Размеры подводного крейсера: длина - 172 метра, ширина - 23 метра.
Комфортность "Акулы" была для тогдашнего времени просто сказочной. На ней имелся небольшой спортзал и сауна, в которой париться могли все члены экипажа, в том числе матросы срочной службы. Огромные твердотопливные ракеты стали самыми мощными среди всех, которыми оснащались атомные ракетоносцы у нас и за рубежом. Залп одной "Акулы" по ядерной мощи равнялся двум сухопутным дивизиям РВСН, оснащенным "Тополями".
Дивизия тяжелых атомных подводных ракетных крейсеров (ТАПРК) могла нанести любому противнику невосполнимый ущерб. Поэтому лодки проекта 941 выделили в отдельную стратегическую систему и назвали ее "Тайфун". Под "Тайфун" в Западной Лице на Кольском полуострове, где базировались ТАПРК, стали создавать специальную и в общем-то уникальную инфраструктуру. Для обеспечения деятельности крейсеров проектировались специальные спутники. Деньги вкладывались неимоверные, но на них создавалась уникальнейшая стратегическая система, равной которой по эффективности и неуязвимости в мире не было. Боевое дежурство лодки должны были нести под ледовой шапкой Арктики, а стрелять ракетами могли прямо с Северного Полюса - этого не может по сей день ни одна атомная ракетная лодка, в том числе, и российская, других проектов.
Проект "Тайфун" настолько засекретили, что американская разведка не знала про его реализацию ничего.
Раскрыл тайну строительства гигантских лодок и даже то, что они в плане представляют из себя двухкорпусный катамаран, один из американских экстрасенсов, который работал на ЦРУ. Когда он доложил своему руководству о том, что в Северодвинске готовится к спуску на воду гигантская подводная лодка, его подняли на смех. Объяснили свой скептицизм тем, что агентура бы давно об этом доложила. Экстрасенс не успокоился и смог уговорить высокопоставленного офицера военно-морской разведки дать команду на изменение орбиты одного из разведывательных спутников так, чтобы он находился над Кольским полуостровом в строго указанное ясновидцем время. И американцы смогли снять из Космоса вывод первой "Акулы" из цеха в специально построенный канал. Как рассказывал лично мне этот экстрасенс, для всего американского разведсообщества увиденное на фотографиях стало шоком. На сбор любой информации о гигантской лодке были брошены огромные ресурсы.
Во втором ряду вцентре генеральный конструктор лодки академик Сергей Ковалев.
Писатель Том Кленси, близкий к Пентагону, настолько возбудился, что сочинил большущий роман "Охота за "Красным Октябрем". Потом в Голливуде сняли фильм, где Шон Коннери сыграл роль капитана советской "Акулы", удирающей в США. Американцы присвоили проекту 941 свое имя - "Тайфун", попав в точку - ведь система, в которую входили "Акулы" называлась именно "Тайфун".
Чтобы ни говорили про эти лодки, они оказались произведением инженерного искусства и были одними из самых малошумных и малозаметных, несмотря на огромные размеры.
США, узнав о боевых возможностях ТАПРК, пришли в испуг. И еще при Горбачеве смогли продавить решение о прекращении всех работ по дальнейшему развертыванию системы "Тайфун". В 1990-х годах американцы настояли на том, чтобы все ракеты, которыми вооружались "Акулы", были уничтожены методом пуска. ВМФ выполнил и это указание из-за океана. Все ракеты без боеголовок были выпущены в "молоко", по экологии российской Арктики был нанесен серьезнейший удар. Но что удивительно, все громогласные наши экологические движения всяких там "зеленых" этого не заметили и дружно промолчали.
Существование ТАПРК в составе подводных сил России стало бессмысленным. В строю когда-то находилось шесть подводных крейсеров. Три из них уже полностью утилизировали. Соответственно, осталось три. Один - "Дмитрий Донской" используется как плавучая стартовая площадка для испытаний многострадальной ракеты "Булава". Два других стоят на приколе. Так что списание, как говорят военные моряки, на "иголки" оставшихся ТАПРК вполне естественно. Однако вовсе не очевидно.
Сам проект 941 настолько уникален, что просто так взять и порубить все в металлолом - не очень разумно. Субмарины могут использоваться как подводные танкеры для перевозки нефти или сжиженного газа. Их можно перепроектировать под носители крылатых ракет или постановщиков минных заграждений. Есть множество предложений, реализация которых позволила бы не только сохранить лодки, но и дать им насыщенную вторую жизнь. Однако в Главном штабе ВМФ, похоже, просто не осталось мозгов, способных мыслить и решать задачи стратегического плана, а не руководствоваться сиюминутным интересом.
Досье "РГ"
Тяжелый атомный подводный крейсер стратегического назначения (ТАПК СН) "Дмитрий Донской" (ТК-208). Проект 941 "Акула".
Самая большая в мире атомная подводная лодка, полное водоизмещение - 49,8 тыс. тонн, длина - 172 метра, ширина - 23,3. Способна нести 20 трехступенчатых МБР на твердом топливе со стартовой массой 90 тонн. Всего построено шесть таких подводных катамаранов.
В 1996-1997 годах из-за нехватки средств три ракетоносца (ТК-12, ТК-202 и ТК-13), отслужившие всего по 12-13 лет, выведены из боевого состава, два других - ТК-20 "Северсталь" и ТК-17 "Архангельск" - продолжали нести службу. Головной корабль этого проекта - ТК-208 - более десяти лет проходил на Севмаше ремонт, модернизацию и переоборудование для испытаний нового ракетного комплекса.
В первоначальных планах значился комплекс "Барк" в исполнении КБ им. Макеева - твердотопливные ракеты с разделяющимися головными частями должны были оснащаться новой системой инерциально-спутникового наведения, повышающей точность стрельбы. Однако после череды неудач при испытательных пусках "Барка" состав вооружения был пересмотрен, выбор сделали в пользу системы "Булава-30" Московского института теплотехники. По замыслу разработчиков, этот комплекс, во многом унифицированный с их же разработками наземного базирования "Тополь" и "Тополь-М", должен существенно превосходить американский аналог "Трайдент II" по способности преодолевать систему ПРО, а также по точности поражения целей.
В 2005 году переоборудование ТК-208 на Севмаше было в основном завершено. Перед спуском на воду ему присвоили имя "Дмитрий Донской". В этом "княжеском" звании он несколько лет таскал каштаны из огня для "Юрия Долгорукого" и следующих за ним младших собратьев "Александра Невского" и "Владимира Мономаха", проводя испытательные пуски "Булавы" и отработку всех систем нового ракетного комплекса. Командиром экипажа на обновленном "Дмитрии Донском" вначале был капитан I ранга Аркадий Романов, сейчас - капитан I ранга Олег Цыбин. Именно под его руководством в конце 2010 года с борта АПЛ "Дмитрий Донской" проведены два подряд успешных пуска "Булавы", что позволило продолжить испытания уже со штатного носителя - ракетного крейсера "Юрий Долгорукий".
Подготовил Александр Емельяненков