Главный секретарь болгарского МВД Калин Георгиев в среду утром заявил, что болгарской полицией арестован цыганский барон Кирилл Рашков, более известный как Царь Киро, из-за которого уже четвертый день Болгарию сотрясает беспрецедентно мощная волна антицыганских выступлений.
Рашков находится в тюрьме города Пловдив. Его обвиняют в угрозе убийства одного из жителей ставшего печально известным болгарского села Катуница. Уголовный кодекс предусматривает за это преступление до 6 лет лишения свободы.
Также днем раньше суд признал, что шофер микроавтобуса, насмерть сбившего в селе Катуница 19-летнего молодого человека и тем самым давшего повод к началу антицыганских митингов и шествий, сделал это нарочно. Правда, неясно, действительно ли этот человек был за рулем или он был "назначен" быть виновным "авторитетными людьми" - уж больно охотно и слаженно свидетели цыганского происхождения дают показания против него. Существуют серьезные подозрения, что 55-летний цыган был "посажен" за руль автомобиля в Турции, при въезде откуда он и был задержан. А истинный виновник продолжает оставаться на свободе.
Ночь на среду в Болгарии опять прошла неспокойно. По всем основным городам страны продолжились массовые антицыганские выступления. Несмотря на заявления полиции о том, что каких-либо серьезных беспорядков не зарегистрировано, почти 200 человек были арестованы.
Полиции и жандармерии удалось отстоять главную софийскую мечеть Баня Баши, которую демонстранты собирались штурмовать. По SМS, сайтам в Интернете и в социальных сетях все чаще звучат призывы к штурму цыганских гетто.
Не дремлют и цыгане - в большинстве районов они сформировали вооруженные отряды самообороны и обещают "никого живым не выпустить", защищая свои дома. Кое-где они готовы сами перейти в наступление. Градус агрессии, причем с обеих сторон, продолжает расти.
Власти пытаются удержать ситуацию под контролем. Президент Болгарии Георгий Пырванов созвал совет по национальной безопасности, премьер Бойко Борисов потребовал от прокуратуры скорейшего расследования и выдвижения конкретных обвинений в адрес виновных в произошедшем. В общем-то подобная ситуация назревала в Болгарии давно. Цыгане уже давно считаются здесь чем-то вроде "неприкасаемых". Во многих крупных городах страны, да и в столице существуют целые районы, куда полиция наведывается только в случае массовых беспорядков, избегая появления там в "обычные дни". Гражданам "нецыганского происхождения" туда вообще лучше не заходить. Нередко стражи порядка сами оказываются в роли потерпевших - сообщения о поврежденных полицейских машинах и нападении на сотрудников полиции не редкость в СМИ.
Внутри гетто действуют свои законы, подвластные только высшему цыганскому органу "мешере". Именно он, а не официальные власти решает, кого казнить, а кого миловать. Авторитетом в гетто является не государство, а конкретный барон. Перед выборами о цыганах вспоминают политики - ведь те имеют право голоса. Скандалы, связанные с покупкой голосов цыганских избирателей, каждые выборы сотрясают болгарское общество и СМИ. Известны тарифы (оптом - дешевле), механизмы, конкретные факты. А воз и ныне там.
В большинстве своем цыганское население не платит ни за воду, ни за свет, ни за другие коммунальные услуги (исправно всем этим пользуясь), а уж о налогах и социальных отчислениях и подавно не слышали. Все коммунальные службы, налоговые и другие органы в это предпочитают не лезть - себе дороже. Только после начала выступлений налоговики "с удивлением" констатировали, что Царь Киро никогда не платил налоги, хотя он и его семья владеют недвижимостью по всей территории Болгарии.
Цыганские повозки, несмотря на запреты, спокойно ездят по центральным улицам Софии и других городов, приводя в изумление иностранных туристов. Популярны самозахваты муниципальных территорий и целых домов, как правило, тоже без последствий. С мелким криминалом полиция также предпочитает не связываться - чего стоят широко известные набеги карманников на болгарские курорты, когда известны группы, место их прибытия "на гастроли", участники и ... ничего. Цыганские проститутки и попрошайки также стали уже практически именем нарицательным. А уж тема цыганских набегов на поля и сады в период созревания овощных и плодовых культур и дачные поселки достойна отдельного описания. Сколько сторожей и владельцев недвижимости при этом было избито и покалечено, подсчитать почти невозможно. Зато каждый случай применения ими служебного оружия широко обсуждался (и осуждался) в обществе. И таких примеров не счесть. По сути , рядовой болгарин содержит за свой счет несколько цыган, которые, кроме всего прочего, еще не хотят жить по правилам цивилизованного европейского общества.