Многосерийный телефильм "Жемчужина у моря" снимается в Одессе по заказу телеканала "Россия".
Главный герой фильма - прокурор Андрей Чебанов (Дмитрий Дюжев), которому предстоит навести в приморском городке порядок. Действие происходит в течение нескольких летних месяцев 1969 года, когда в городе убивают местного "крестного отца". В Одессу приезжает кавказский авторитет Дато (Эвклид Кюрдзидис), чтобы установить там нового "смотрящего" - руководителя преступного мира и хранителя бандитского общака.
Немое "Тбилисо"
Ресторан, в котором происходит встреча Дато с местной мафией, снимают в старинном здании на Сабанеевом мосту. Режиссер картины Марк Горобец старается использовать для съемок как можно больше исторических объектов, поэтому ему понравился фактурный дом с деревянными панелями и плотными багровыми шторами на окнах, которые, как и пол, и обивка стен, давно не менялись. По сюжету на ресторанной сцене музыканты поют в честь Дато "Тбилисо", а он в это время общается за столом со своим помощником Иваном (Петр Федоров) и информатором из конкурирующей банды.
В реальности же актеры массовых сцен, которым выпало играть музыкантов, просто бесшумно открывают рот (музыку запишут позднее), но вот еда у бандитов на столе настоящая - гречневая каша, котлеты, помидоры... Настоящие ли спиртные напитки, непонятно, но даже меню художники-декораторы написали "под старину": красивым каллиграфическим почерком.
А ночью - "Левайс" и "Монтана"
Режиссер Марк Горобец рассказывает, что подготовка к съемкам началась еще год назад. Ему пришлось исследовать документальные книги по истории Одессы конца шестидесятых - начала семидесятых, придумывать, каким будет прокурор Чебанов, ведь нужно было понять, чем жил в те годы криминальный мир и как ему могли ответить следователи прокуратуры.
- Мы познакомились с людьми, как из криминального мира, так и с представителями стороны закона, - рассказывает режиссер. - Нужно было вжиться в эстетику воров в законе, понять людей, которые занимались тогда цеховым производством, о чем также идет речь в нашем фильме.
Одесса в 1969 году была одним из центров цехового производства. Часть "цеховиков" работала на базе советских предприятий, где днем они шили халаты, а ночью - джинсы "Левайс" и "Монтана". Существовал тогда и настоящий подпольный бизнес, подвальное производство, на котором штамповали все, начиная пластмассовыми крышками и заканчивая обувью.
- Строже всего каралась подделка фурнитуры для одежды, - говорит Горобец. - Нарушение авторских прав на производство кнопок, застежек - молний, пуговиц - это было почти расстрельным делом. Некоторые из тех воров в законе и "цеховиков" живут в Одессе до сих пор, мы тоже с ними общались. Сейчас у них свой бизнес: кто-то занимается недвижимостью, кто-то просто живет в свое удовольствие.
Бандит по контракту
Актер Петр Федоров за свою карьеру уже доказал способность играть персонажей разноплановых. Его герои всегда запоминаются сильным характером. Так было в "Обитаемом острове" или в фильме "Россия 88". В телефильме "Жемчужина у моря" герой Петра - тоже парень непростой.
- Иван вынужден стать бандитом, - рассказывает Петр Федоров. - Мой герой в начале картины - светлый молодой человек, которого забирают в армию, ну а потом он не может найти работу, а единственное, что хорошо умеет делать, это убивать. Вот и идет работать в банду.
Определяется герой Федорова с тем, по какому пути пойдет в жизни, когда оказывается в СИЗО в одной камере с бандитом Дато, и тот предлагает ему выгодное "трудовое соглашение".
- Ивана в СИЗО пытают милиционеры, но он не сдает своих друзей. После этого Иван выбирает сторону бандитов, которые играют по правилам: не стреляют в спину, но стреляют в лицо, - рассказывает Федоров.
Сцену снимают в настоящем одесском изоляторе, здание которого напоминает питерские "Кресты" и построено по сходному архитектурному проекту. В одесских "Крестах" есть знаменитая стена "Чайка", у которой производились расстрелы, а последнее, что видели в своей жизни заключенные, это стая улетающих вдаль чаек. Энергетика места, как признается Петр Федоров, помогает ему вжиться в образ, к подследственным он относится с сочувствием, а возгласы из женских камер "Красавчик, иди к нам!" его не пугают.
Дмитрию Дюжеву тоже довелось сниматься в СИЗО. Его прокурор Чебанов попадает туда по навету.
- Первый раз я побывал в тюрьме, когда мы работали еще над "Бригадой", - вспоминает Дмитрий Дюжев. - Тогда на меня произвели большое впечатление и тюремный запах, и цвет стен, давление замкнутого пространства, нехватка света и воздуха. Лица, глаза... Вся атмосфера, которая напоминает: ты по глупости или по несдержанности можешь оказаться здесь на несколько лет. В одесском СИЗО я прошелся по камерам, пообщался и подследственными женщинами и детьми. Они, конечно, просили помочь, говорили: "Открой дверь!"
Кстати
Тема бандитской Одессы, прозвучавшая в «Месте встречи…» (кино снимали на Одесской киностудии, а Маньку-облигацию сыграла одесситка Лариса Удовиченко), воплощенная в "Ликвидации", а теперь еще и в "Жемчужине у моря", прозвучит и на Первом канале, где с 3 октября начинается показ сериала "Жизнь и приключения Мишки Япончика", главный герой которого - не просто налетчик с одесским колоритом, но король воров, который держал в страхе весь город и одновременно был любимцем одесситов.
Российская газета: Дмитрий, вы встречались с сотрудниками правоохранительных органов, чтобы правдоподобно сыграть прокурора Чебанова?
Дмитрий Дюжев: Еще в Москве я общался с людьми из прокуратуры. Это и молодые сотрудники, и те, кто помнит семидесятые. Знают ту специфику работы, те нюансы. Полезным оказалось общение с уважаемым человеком, который работал в прокуратуре в Одессе в конце шестидесятых. Тогда сотрудники органов были иными: они верили в закон, в советскую идеологию. Прокурор мог пройтись по улицам, зайти во дворы, пообщаться с людьми. Все друг друга знали. Бывали случаи, когда на ходу прокурор добывал через такое вроде бы ни к чему не обязывающее общение важную оперативную информацию. Профессия прокурора была более действенной. Не доверяя никому, он мог сам решать проблемы в городе. Он был его настоящим хозяином. Его знали и уважали все, в том числе и участники преступных группировок. Чебанов - мудрый, бескомпромиссный, верит в советский закон, он упорный и всегда добивается своей цели, считает, что виновный обязательно должен понести наказание, а настоящий профессионал - всегда на службе, даже когда снял форму и положил в сейф оружие.
РГ: Еще вам пришлось освоить одесский говор.
Дюжев: После войны в Одессе оседали люди разных национальностей, так и сформировался уникальный местный диалект. Еще есть старые одесские дворики, где до сих пор звучит это неповторимое наречие. Я изучал четырехтомник одессизмов, но, чтобы не говорить как по учебнику, консультировался и с местными жителями. Нужно было соблюсти тонкую грань между пародией и ощущением того, что ты так действительно должен разговаривать. Мы привыкли слышать одесский диалект в юморе, но тут, в Одессе, люди так живут: говорят, ругаются, угрожают, и все это делают остроумно. И я ловил себя на мысли, что, даже когда они ругаются, звучит все как-то слишком мягко, и ты не воспринимаешь это всерьез, - все как будто не по-настоящему. Каждую фразу моего героя мы разбираем с консультантом, проговариваем несколько раз. Я пришел к выводу, что в одессизмах правил как таковых не существует: любой одессит с ходу импровизирует и придумывает язык на ходу. Так, постепенно, месяца через полтора, я начал понимать, какие нужны интонации, как строятся фразы.
РГ: Прокурора Чебанова заботит не только борьба с преступностью, но и история его сложных отношений с возлюбленной Мариной, которую играет Екатерина Гусева.
Дюжев: Единственный раз он доверился женщине, но вышло это ему боком. С Мариной у Чебанова действительно все запутано, но тут есть и третья сторона - его очаровательная помощница Ирина, которую играет Светлана Устинова. Женщина, с которой он по-дружески общается и не замечает, что она ему явно симпатизирует.
Снимают по-одесски
- В кадре герои Дмитрия Дюжева и Екатерины Гусевой будут выглядеть старше на десять лет. Чтобы состарить актеров до сорока, используется сложный грим, парики и искусственная седина.
- Художники-постановщики спроектировали и выстроили гастрономы советского времени, а однажды за три часа приклеили 300 наклеек на консервные банки, чтобы заполнить прилавки.
- Режиссер Марк Горобец рассказывает, что самые творческие актеры на площадке - одесские коты, которые случайно заходят в кадр и "разруливают мизансцену" с мастерством профессионала. А вот 30 голубей, которых специально выписали для одной из сцен, импровизировать на площадке отказались и по команде "Мотор!" дружно и не моргая смотрели в камеру.
- Консультанты из числа криминальных элементов подсказали авторам фильма, как вор в законе, которому нельзя брать в руки оружие, может совершить убийство. По сюжету, вор в законе будет натравливать на своих жертв собак.