29.09.2011 00:45
Экономика

Эксперт: На восстановление спроса на речные круизы уйдет три года

Следующие банкротства можно ожидать на рынке речных круизов
Текст:  Нина Егоршева
Российская газета - Столичный выпуск: №217 (5593)
Читать на сайте RG.RU

Старт продаж речных круизов на следующий год оказался не таким плохим, как можно было ожидать после гибели "Булгарии".

Представители российских круизных компаний сообщают о наличии стабильного спроса, который находится на уровне и даже иногда превышает прошлогодние показатели. Однако радоваться туроператорам не приходится. Финансовые потери рынка в связи со случившимся оказались столь велики, что могут привести к серьезным последствиям, в том числе закрытию небольших турфирм еще до Нового года, считают эксперты.

Сразу после трагедии продажи речных круизов встали. Во второй половине лета даже популярные рейсы выходного дня, которые обычно загружаются под завязку, уходили полупустыми. Многим компаниям пришлось на месяц раньше закончить навигацию. Первый теплоход ушел в затон еще 15 августа, хотя раньше круизы продолжались до середины октября и даже ноября. В катастрофическом снижении спроса бизнес в первую очередь винит российскую прессу.

"Предыдущая авария была почти 30 лет назад - теплоход "Суворов" на Волге врезался в мост. Но все говорят только об одном: дряхлые суда, отсутствие контроля, жадные судовладельцы", - отмечает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина. Эксперты напоминают, что проверки речного флота, проведенные в срочном порядке после случившегося, не выявили ни одного серьезного нарушения. Да и выводы комиссии, работавшей после кораблекрушения, говорят о том, что судно пошло ко дну из-за открытых иллюминаторов, то есть во всем виноват пресловутый человеческий фактор. "Хорошей рекомендацией речным круизам может служить тот факт, что со стороны иностранных туристов снижения спроса не произошло", - говорит директор одной из туркомпаний Андрей Смолин. Не испугались, по его словам, пуститься в плавание и постоянные клиенты - таких на речных круизах порядка 40 процентов. Однако этого мало, чтобы судовладельцы смогли остаться на плаву. Моментом истины для турфирм должна стать будущая весна - в это время, как правило, начинается активная фаза продаж путевок. Но дожить до нее, что уже совершенно точно, все круизные компании не смогут.

Сегодня в России работают порядка 20 операторов речных круизов. Все вместе они ежегодно обслуживают примерно 400 тысяч туристов, из которых 100 тысяч - иностранцы. Игроки рынка пока не берутся прогнозировать, сколько компаний "утонут" вслед за "Булгарией". Падение спроса уже привело к тому, что судоходные компании не могут выделить достаточное количество средств на ремонт судов, содержание экипажа и прочие нужды. Председатель совета директоров круизной компании Александр Соснин считает, что в следующую навигацию некоторые суда просто не выйдут из затонов. Считается, что дешевле держать судно на приколе, чем гонять его полупустым или снижать цены. На ходу теплоход за сутки "съедает" от 300 до 800 тысяч рублей. При этом стоимость круизов на сезон-2012 уже выросла примерно на 10-15 процентов - так туроператоры надеются вернуть хоть малую часть своих потерь.

В Российском союзе туриндустрии, однако, не считают, что рынок речных круизов нужно хоронить. "Спрос вернется. Но в отличие от выездного туризма, где после ЧП он восстанавливается быстро, круизным операторам потребуется на это два-три года", - заключает Ирина Тюрина.

Тем временем

На туристическом рынке - очередной скандал. Накануне закрылась, не выполнив обязательств перед своими клиентами, еще одна компания - "Руса", которая последние годы работала на рынке в качестве посредника. Ростуризм принимает жалобы от туристов. Уже точно известно о двух пострадавших.

Туризм