Даже в самых крупных экономиках Европы львиная доля производства и услуг приходится, как правило, на малые и средние предприятия. Причем в разных странах Евросоюза условия для ведения такого бизнеса практически одинаковы. В Беларуси и России малый и средний бизнес, говоря по большому счету, еще только становится на ноги. Ему приходится преодолевать немало серьезных проблем. Этим озабочены правительства наших стран. В частности, вопрос о гармоничном и согласованном развитии малого и среднего бизнеса недавно был рассмотрен на очередном заседании Совета Министров Союзного государства. Какие же аспекты требуют внимания в первую очередь?
- Белорусские субъекты малого бизнеса заинтересованы в сотрудничестве с российскими коллегами, - утверждает начальник Главного управления внешней экономической политики Минэкономики Беларуси Роман Бродов. - С российской стороны есть достаточно интересные предложения. И у белорусских предприятий есть возможности эти заказы выполнять. Однако эффективность такого сотрудничества в ряде случаев невысока. Налицо отсутствие равных условий хозяйствования. Нашим государствам в процессе интеграции предстоит выявить подобные проблемы экономического взаимодействия. Затем для их преодоления министерствами и ведомствами двух стран с учетом интересов бизнес-сообщества будут выработаны соответствующие предложения...
Дисбаланс белорусско-российского экономического сотрудничества особенно выражен в сфере малого бизнеса. Он формирует 30 процентов отрицательного сальдо в торговле Беларуси с Россией. Это 2,5-3 миллиарда долларов в год. Экспорт белорусского малого бизнеса менее чем на четверть компенсирует тот импорт, который он приобретает в России. По мнению специалистов, для выравнивания баланса необходимо развивать как производство новых видов товаров, так и расширение выпуска нынешних, увеличивать инвестиции, создавать совместные производства с выходом на рынки третьих стран.
Одним из способов, как нивелировать эту разницу в товарообороте, может стать беспрепятственный доступ белорусского малого предпринимательства к российским государственным и муниципальным заказам. Открытый доступ к госзакупкам является одним из ключевых условий формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана. Ими подписано соответствующее соглашение, вступающее в силу со следующего года. Однако в 2008 году, когда Россию затронул мировой финансово-экономический кризис, там было принято решение о 15-процентной преференциальной поправке для отечественных участников конкурсов на выполнение государственных и муниципальных программ. Кроме того, практически все тендеры проводятся в электронном виде, и участвовать в них могут лишь резиденты России, поскольку только они обладают правом электронной печати и подписи и тому подобными атрибутами. Следовательно, белорусским фирмам надо открывать представительства в соседнем государстве? Для малого бизнеса накладно и хлопотно.
- В российском правительстве понимают нашу озабоченность, - говорит Роман Бродов. - Создана рабочая группа для их разрешения. Надо отчетливо понимать и то, что, получая доступ к российской экономике, Беларусь полностью открывает свою для российского бизнеса...
Итак, конкуренция растет. Однако есть сфера, где возможности национальных властей пока не ограничены, - это система регистрации и налогообложения субъектов хозяйствования. Это также важнейший фактор развития предпринимательства, особенно малого и среднего, и привлечения инвестиций. Беларусь уже не один год стремится сделать максимально комфортным свой бизнес-климат. Перед правительством поставлена задача войти по этому показателю в первую тридцатку мирового рейтинга.
- Нас порой упрекают в том, что в Беларуси выше, чем в России и Казахстане, налог на добавленную стоимость, однако в стране практически отсутствует такой ощутимый платеж, как налог на добычу полезных ископаемых, - объясняет ситуацию начальник Управления международного налогового сотрудничества Министерства по налогам и сборам Беларуси Алла Сундукова. - Да и не в НДС главное. В рамках ЕврАзЭC попытались было унифицировать условия деятельности малого бизнеса и пришли к мнению: слишком разный в наших странах размер экономик, отсюда - разные налоговые системы. Было принято другое решение - сделать так, чтобы малому и среднему бизнесу было комфортно на внутреннем рынке...
Работа в этом направлении идет в Беларуси не один год, очередной шаг - введение самого высокого по сравнению с другими странами порога, за которым для малого предпринимательства начинается уплата ряда налогов. Он, к примеру, в 10 раз выше, чем в Великобритании. Фермеры вообще на три года освобождаются от платежей в госказну. Перечень налогов сократился до 6-7, при этом удалось уйти от наиболее "вредных" для субъектов хозяйствования оборотных налогов. Даже при достаточно высоком доходе субъект хозяйствования может не вести бухгалтерский учет, пользоваться упрощенной системой налогообложения - перечень послаблений, введенных за последнее время правительством с учетом пожеланий местных бизнес-структур, достаточно велик.
- Сейчас в Беларуси налоговая нагрузка на малый бизнес такова, чтобы он просто родился, чтобы у него появилась заинтересованность жить и развиваться, - продолжает Алла Сундукова. - На просторах СНГ у нас самая либеральная система упрощенного налогообложения. В дальнейшем будут либерализированы вопросы налогового администрирования с упором на электронное декларирование. Это еще более упростит предпринимательскую деятельность.
В следующем году Беларусь намерена войти в топ-50 мирового рейтинга глобальной конкурентоспособности. Его особенность в том, что примерно половина учитываемых показателей должна касаться предприятий с численностью 100 и менее работников. В 2010 году Россия занимала 66-ю позицию в этом рейтинге, а Казахстан - 72-ю.