Единственный в российском ВМФ тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" готовится к дальнему походу.
Его выход в Баренцево море запланирован на середину ноября. Далее маршрут пойдет через северную и восточную Атлантику в Средиземное море. В одиночку такие походы авианосцы никогда не выполняют. Поэтому вместе с "Кузнецовым" в путь отправится флотская группа, в том числе большой противолодочный корабль "Адмирал Чабаненко".
За три месяца североморцы посетят иностранные порты и проведут несколько совместных учений с военными кораблями других государств. Большая программа запланирована и для авиакрыла "Кузнецова". По данным Главного штаба ВМФ, туда включат восемь истребителей Су-33, несколько МиГ-29К и пару противолодочных вертолетов Ка-27 из состава 279-го авиаполка. Руководить полетами с крейсера будет комполка однофамилец знаменитого адмирала - полковник Евгений Кузнецов.
Несмотря на солидный возраст, корабль спустили на воду в 1989 году - океанских походов на его счету всего три. Последний раз "Кузнецов" бороздил Атлантику и Средиземноморье без малого четыре года назад. Большей частью крейсер находился в нерабочем состоянии. А стаж его пребывания в ремонтных доках уже превысил шесть лет.
Последний ремонт делали на заводе "Звездочка", и он может обернуться громким скандалом. Вчера военные следователи Северного флота по материалам прокурорской проверки возбудили уголовное дело. Его фигурантом оказался начальник технического управления Северного флота контр-адмирал Виктор Барсук, которого подозревают в переплате ремонтникам почти 10 миллионов рублей.
Трудно сказать, как это отразилось на качестве выполненных работ. Однако эксперты говорят, что в нынешнем состоянии корабль отправится в Мировой океан, скорее всего, в последний раз. Есть сведения, что в будущем году на "Кузнецове" может начаться полномасшабная модернизация. На крейсере вроде бы хотят заменить все радиоэлектронное оборудование, поменять системы вооружения и даже поставить новую силовую установку.
Переделка огромного корабля влетит государству в копеечку. Но оставить ВМФ без авианосца армейское руководство, по-видимому, не хочет. Во всяком случае, заявлений о скором списании "Кузнецова" из минобороны не звучало. Зато глава военного ведомства Анатолий Сердюков дал понять, что строить новые авианосцы в ближайшие годы Россия не планирует.
- Правда, мы заказали соответствующий аванпроект, чтобы понять, как должен выглядеть современный авианосец. Потом Генштаб и командование ВМФ оценят эти предложения, - уточнил министр обороны.
А пока ставка сделана на импортные плавучие аэродромы. Точнее, на закупку во Франции и строительство у нас четырех вертолетоносцев типа "Мистраль". Корабли, подобные "Кузнецову", они, конечно, не заменят. Но свою лепту в демонстрацию Андреевского флага в Мировом океане внесут. Вокруг этого решения продолжаются споры. Не вызывает сомнения лишь тот факт, что современной производственной базы и технологий для создания отечественных авианосцев в России сейчас нет. Поэтому приходится пользоваться чужими.
Досье "РГ"
Авианесущий крейсер заложили в 1982 году в Николаеве. Сначала он должен был назваться "Рига". Затем его дважды переименовывали, пока в 1990 году крейсер не получил свое нынешнее название. Почему в отличие от западных аналогов "Адмирал Кузнецов" причислен не к авианосцам, а к авианесущим крейсерам? Дело в том, что по международным договорам авианосцам запрещен проход через Босфор и Дарданеллы. Имея статус такого корабля, будущий "Адмирал Кузнецов" не имел бы выхода в Мировой океан. А на авианесущие крейсеры этот запрет не распространяется.